ГОСУДАРСТВЕННЫМ СОВЕТОМ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ УТВЕРЖДЕН ГОДОВОЙ ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ЗА 2021 ГОД

18 мая 2022 года Государственным Советом Республики Крым утвержден отчет о деятельности Счетной палаты Республики Крым за 2021 год (за утверждение проекта постановления «Об отчете о деятельности Счетной палаты Республики Крым за 2021 год» единогласно проголосовало 73 депутата Государственного Совета Республики Крым).

Отчет о деятельности Счетной палаты Республики Крым за 2021 год в установленном порядке утвержден постановлением Коллегии Счетной палаты 31.03.2022 года, а также рассмотрен на Комитете по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике 20.04.2022 года. Государственным Советом Республики Крым Отчет рассмотрен 18.05.2022 года. Информация о деятельности представлена Главе Республики Крым.

Работа Счетной палаты осуществлялась на основании Плана деятельности на 2021 год, сформированного, в том числе при активном участии Главы Республики Крым, Председателя Государственного Совета, Комитетов Государственного Совета Республики Крым, Правительства Республики Крым, Прокуратуры Республики Крым.

Несмотря на масштабные изменения, происходящие сегодня в мире, экономика России в 2021 году не просто устояла, но и выросла на 4,7 %. По данным Федеральной службы государственной статистики это максимальный показатель начиная с 2008 года. Относительно докризисного 2019 года рост составил 1,9 %, что стало одним из лучших результатов среди стран «большой 20-ки». Российская экономика продемонстрировала значительную устойчивость, что свидетельствует о готовности пройти все этапы ее структурной трансформации без существенных потерь.

Динамика развития Республики также свидетельствует об устойчивости ее экономики к внешним вызовам. В прошедшем году восстановление всех отраслей и сфер проходило опережающими темпами. Так, положительная динамика в 2021 году отмечается по основным социально-экономическим показателям Республики: индекс промышленного производства по итогам года увеличился на 8,4 % по сравнению с 2020 годом, индекс производства продукции сельского хозяйства – на 19,3 %, оборот розничной торговли – на 6,1 %, грузооборот автомобильного транспорта – на 5,4 %, но ощущается кадровый дефицит рабочих специальностей строительной отрасли,  имеются вакансии в здравоохранении, образовании, культуре и промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте.

Собственные доходы бюджета Республики Крым по итогам 2021 года составили 58,7 млрд рублей, т.е. 296 % показателя 2014 года, и в 1,3 раза больше докризисного 2019 года.

Повышение показателей базовых отраслей экономики (сельхозпроизводство, промышленность) приведет к росту валового регионального продукта. По предварительным данным, увеличение объема которого по итогам 2021 года ожидается на 6,4%.

Санкции активизируют развитие науки, новых компетенций, пересмотр соотношения экспорта и импорта. Особенность нашего времени – формирование новых приоритетов, новых вызовов и новых подходов к решению проблем.

Даже учитывая существующие сложности, экономика Крыма имеет перспективы дальнейшего развития во взаимодействии с соседними регионами, выбрав на данном этапе в том числе экстенсивный путь развития, основанный на увеличении использования рабочей силы, объёма капитальных вложений и росте объёма природных ресурсов, используемых в производстве.

Согласно Концепции деятельности Счетной палаты Республики Крым на среднесрочную перспективу (до 2024 года), как и в предыдущие годы, в 2021 году важнейшим направлением деятельности стало проведение комплекса мероприятий по контроля за формированием и исполнением бюджетов, проверкам годовых отчетов об исполнении высокодотационных бюджетов муниципальных образований Республики Крым, а также проведению финансово-экономических экспертиз проектов законов и нормативных правовых актов органов государственной власти в части, касающейся расходных обязательств, государственных программ.

Счетной палатой осуществлен контроль за эффективным использованием бюджетных средств, выделенных по важнейшим направлениям в сферах национальной экономики, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, а также расходов бюджета на общегосударственные вопросы и контроль за эффективностью управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности, за поступлением в бюджет Республики Крым средств от управления и распоряжения им. Осуществлен комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий за ходом и итогами реализации государственных программ и региональной составляющей национальных проектов.

Всего в 2021 году проверено 308 объектов. С учетом поставленных задач и необходимости охвата ключевых сфер социально-экономического развития Республики в 2021 году значительно увеличено количество контрольных мероприятий (на 35,5 % в сравнении с 2020 годом), а объективная необходимость привела к росту числа финансово-экономических экспертиз, при этом Счетной палатой при всех количественных переменах ключевым приоритетом, как и прежде, является вопрос качества проводимых мероприятий.

Проведено 42 контрольных и 21 экспертно-аналитическое мероприятие. Суммарно охвачено 72 млрд 969 млн 648 тыс. рублей, что на 15,5 % больше чем в 2020 году и составляет 34,71 % от общего объема расходной части бюджета на 2021 год. В рамках экспертизы охвачен весь объем бюджетных назначений.

За отчетный год проведено 499 экспертиз проектов государственных программ и внесения в них изменений, а также проектов законов и нормативных правовых актов органов государственной власти. Всего по результатам мероприятий составлено 182 акта, подготовлено 531 заключение.

С целью реализации установленных полномочий, в отчетном периоде проведен полный комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по предварительному, текущему и последующему контролю за формированием и исполнением бюджета.

В рамках предварительного контроля подготовлены экспертные заключения на 4 проекта о внесении изменений в Закон о бюджете на 2021 год, проведена экспертиза проекта закона на 2022 год. Для рассмотрения, принятия мер реагирования и устранения недостатков, установленных по результатам экспертизы, заключения направлены в адрес Министерства финансов.

В рамках оперативного контроля за ходом исполнения бюджета подготовлены заключения за I квартал, I полугодие и за 9 месяцев 2021 года.

По результатам оперативного контроля за исполнением бюджета определены ключевые тенденции при формировании и исполнении бюджета, разработаны рекомендации в адрес ГАБС для рассмотрения и принятия мер по выявленным недостаткам.

Также сотрудники Счетной палаты принимали участие в качестве привлекаемых специалистов в 6 мероприятиях правоохранительных органов и в 1 мероприятии Комитета по противодействию коррупции.

В 2021 году в соответствии с поручениями Главы, Председателя Государственного Совета проведено 3 внеплановых контрольных мероприятия. Поручения выполнены, результаты представлены. Детальный анализ дальнейшего сопровождения подготовленных выводов и рекомендаций проведен на заседании профильного комитета.

О результатах всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата информировала Главу Республики, Государственный Совет, Совет министров, а также в соответствии с соглашениями прокуратуру, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике и городу Севастополю и иные органы.

При осуществлении внешнего государственного финансового контроля выявлены нарушения и недостатки в финансовой и бюджетной сферах при исполнении бюджета Республики, а также в процессе управления и распоряжения государственной собственностью, доля которых составила в общем объеме проверенных средств 8,03 % (в 2020 году – 5,01 %) и 2,79 % в общем объеме расходной части бюджета Республики Крым на 2021 год.

Полученный в 2020 году опыт дистанционной работы в значительной степени повлиял на процесс проведения контрольных действий, что при совмещении с возможностью фактического выхода на объекты контроля позволило повысить требовательность к вопросам финансовой дисциплины.

Всего выявлено 1729 нарушений на общую сумму 5 млрд 860 млн 542 тыс. рублей и 1017 фактов неэффективного использования бюджетных средств в сумме 97 млн 250 тыс. рублей.

В целом по итогам года в структуре выявленных нарушений преобладают нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, значительную долю также составляют нарушения при формировании и исполнении бюджетов, а также при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц.

С целью их устранения и недопущения в дальнейшем объектам контроля за отчетный период внесено 54 представления. Постоянно ведется работа по контролю за устранением выявленных нарушений и реализацией предложений и рекомендаций, направленных в адрес объектов контроля. За отчетный период 33 из них сняты – как полностью выполненные, остальные продолжают находиться на системном контроле, информация по их исполнению поступает в Счетную палату в установленные сроки. С целью подтверждения устранения выявленных нарушений осуществляются дополнительные контрольные действия.

В отчетном периоде возмещено в бюджет, допоставлено оборудование, выполнены работы на общую сумму 49 млн 636 тыс. рублей. На контроле в соответствии с представлениями, срок исполнения которых не наступил, остается 262 млн 126 тыс. рублей, или 4,5 % от объема выявленных нарушений.

В рамках реализации результатов контрольных мероприятий 2021 года, должностными лицами Счетной палаты направлено в суды 38 протоколов об административных правонарушениях, в отношении 36 должностных и двух юридических лиц. Судьями мировых и районных судов по результатам рассмотрения направленных дел, вынесены постановления о назначении административных наказаний в виде штрафов на общую сумму 464,00 тыс. рублей.

На основании соглашения о взаимодействии между Счетной палатой Республики и Счетной палатой Российской Федерации продолжен систематический обмен информацией по результатам осуществления ведомствами установленных полномочий. Проведены 3 параллельные контрольные мероприятия.

Продолжена практика проведения мероприятий совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований Республики. Так, в 2021 году проведены 1 контрольное и 1 экспертно-аналитическое мероприятия.

Важным элементом работы в 2021 году являлась обратная связь с россиянами. На официальном сайте систематически проводились опросы граждан о деятельности Счетной палаты, об основных сферах, интересующих жителей Крыма, а также тематические опросники с целью выявления проблемных аспектов.

Общий охват сайта в 2021 году составил: 49 152 просмотра, 18 659 посещений из 50 стран на 5 континентах.

По итогам анонимного анкетирования, 70,9 % респондентов оценили открытость и доступность информации о результаты деятельности Счетной палаты на «отлично» и «хорошо», 14,8 % — «удовлетворительно», 14,3 % — «неудовлетворительно». При этом, 73,9 % респондентов также ответили положительно на вопрос «доверяете ли Вы результатам деятельности Счетной палаты Республики Крым?». Как видите, нам есть над чем работать.

Всего в 2021 году зарегистрировано 51 обращение граждан. По итогам рассмотрения обращений граждан проведено 3 мероприятия. Наряду с жалобами на действия должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Республики, руководителей государственных бюджетных и унитарных предприятий Республики Крым граждане также обращались в Счетную палату с жалобами по фактам нарушений прав граждан и законодательства Российской Федерации в части выплаты и начисления трудовых пенсий.

Реализация Концепции деятельности Счетной палаты в 2022 году

Основные направления деятельности Счетной палаты на 2022 год сформированы с учетом предложений Парламента Республики Крым, Правительства, правоохранительных органов Республики Крым, предложений и запросов, поступивших в Счетную палату, обращений граждан, результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

В 2021 году закреплено право Счетной палаты Республики Крым на постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам, которое будет реализовано в последующие периоды, что в сочетании с совершенствованием методологии проведения внешнего финансового контроля позволит в 2022 году, в условиях необходимости мгновенной реакции на ежедневное изменение внешних факторов экономического развития, оперативно осуществлять анализ эффективности и своевременности проводимых мероприятий по распределению и перераспределению ресурсов, оценке достижения ключевых плановых параметров и объективной необходимости в их корректировке с учетом актуальных требований сегодняшнего дня.

Накопленный Республикой Крым восьмилетний опыт функционирования экономики в условиях жестких санкций бесценен. Принимаемые правительством Российской Федерации и руководством республики меры по поддержке экономики и граждан, строительство инфраструктурных объектов, помогут преодолеть негативные эффекты, создадут условия для промышленного развития экономики, наращивания объемов продукции сельского хозяйства, откроют новые перспективы для граждан в осуществлении созидательного труда.

Только самодостаточное государство Россия может позволить себе в условиях «гибридных войн» не исключать из приоритетных – социальные вопросы! В понимании этих фундаментальных принципов мы планируем развитие основ нашего государства в будущем.

А.А. Заиченко

 

С Отчетом о деятельности Счетной палаты за 2021 год можно ознакомится в соответствующем подразделе раздела «Деятельности» официального сайта Счетной палаты Республики Крым.