Вопросы\ответы

pdf_Счетная палата Республики Крым обращает внимание, что в рамках осуществления внешнего государственного финансового контроля будет даваться надлежащая оценка принятых Министерством транспорта Республики Крым и его подведомственными организациями, учреждениями, предприятиями мер по своевременному предупреждению дополнительных (излишних) затрат на выполнение ремонтно-восстановительных работ автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также качеству выполненных работ.

Ответ »

В соответствии с Федеральным Законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и Законом Республики Крым от 20.11.2014 № 9-ЗРК/2014 «О Счётной палате Республики Крым» сотрудники, члены рабочей группы Счётной палаты Республики Крым имеют право предъявления требования должностным лицам проверяемых организаций о предоставлении письменных пояснений с целью выяснения определённых обстоятельств, как в процессе проведения контрольного мероприятия, так и после его завершения.
Требование о предоставлении письменных пояснений направлено на уточнение сведений, поступивших во время проведения проверки, разъяснение отдельных документов, материалов, установленных фактов, и как следствие, на установление объективности и полноты осуществлённого контроля. Кроме того, во многом письменные пояснения позволяют своевременно установить наличие либо отсутствие в действиях проверяемых должностных лиц нарушений законодательства, а также исключить факты разночтений и противоречий.  Письменные пояснения должностных лиц объекта контроля, на которые имеются ссылки в акте, являются приложением к акту контрольного мероприятия.

Существуют ли обязательные реквизиты письменных пояснений?

Ответ »

Образец оформления письменного пояснения руководителя или уполномоченного им лица объекта контроля утверждён Стандартом внешнего государственного финансового контроля Счётной палаты Республики Крым СВФК № 21 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» (далее — Стандарт). В соответствии со Стандартом письменное пояснение руководителя или уполномоченного им лица объекта контроля оформляется на имя руководителя контрольного мероприятия. В документе обязательно указывается дата оформления пояснения, фамилия, имя и отчество, должность, а также место работы лица, которое даёт пояснение.

Какие меры предусмотрены в отношении должностных лиц, проверяемых организаций, отказавших в предоставлении информации, запрашиваемой Счётной палатой РК?

Ответ »

В случае непредставления запрашиваемой Счётной палатой РК информации, документов и материалов, представления недостоверной информации или не в полном объёме, руководителем контрольного мероприятия составляется акт по факту непредставления (предоставления не в полном объёме или недостоверных) сведений по запросу Счётной палаты РК. Неповиновение законному требованию должностного лица Счётной палаты РК, осуществляющего внешний государственный финансовый контроль Республики Крым, влечёт за собой административную ответственность, предусмотренную статьёй 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырёх тысяч рублей.

Необходимость ведения претензионной работы главными распорядителями бюджетных средств.

Ответ »

В целях повышения эффективности и результативности использования бюджетных средств, а также недопущения фактов кредитования субъектов за счёт средств бюджета Республики Крым, Счётная палата Республики Крым просит обратить внимание на следующее.Начисление неустоек (штрафов, пеней), равно как и ведение претензионной работы, предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, в частности Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) и Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 44‑ФЗ).Статьёй 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. (ст. 310 ГК РФ).В соответствии с частью 1 статьи 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, оно подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Частью 1 статьи 329 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Частью 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Система контроля за исполнением условий договорных обязательств должна в полной мере обеспечивать возможность оперативного и надлежащего реагирования заказчика на нарушения условий контрактов контрагентами, в том числе, своевременное документирование фактов выявленных нарушений, направление претензий и иное урегулирование спорных ситуаций.

Отсутствие претензионной работы позволяет недобросовестным поставщикам, подрядчикам, исполнителям работ (услуг) допускать в отдельных случаях неисполнение договорных обязательств, не неся при этом установленной действующим законодательством ответственности. Кроме того, невзыскание сумм неустоек с контрагентов в пользу бюджета расценивается как нанесение ущерба государству.

Нормами действующего законодательства установлено, что уплата неустойки является обязанностью должника, но при этом её начисление определено как право кредитора. Однако, непринятие мер по реализации претензионной и исковой работы при допущении неисполнения (несвоевременного исполнения) договорных обязательств затрагивает интересы Республики Крым как собственника финансовых ресурсов и имущества, а не отдельных должностных лиц.

Правильно и своевременно организованная претензионная и исковая работа позволит в последующем значительно сократить срыв исполнения принятых на себя контрагентами договорных обязательств, что благоприятно повлияет на своевременное исполнение заключённых контрактов и, как следствие, приведёт к повышению эффективности использования бюджетных средств.

С учётом изложенного, контрольно-счётными органами в ходе проведения контрольных мероприятий будет уделяться особое внимание проверке организации претензионной работы и в случаях выявления её отсутствия установленные факты будут отражаться в соответствующих актах.