В Г. МАЙКОП СОСТОЯЛСЯ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ НА ТЕМУ «АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД КАК ИНСТРУМЕНТ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ ЗАКАЗЧИКАМИ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЕЙ»

16-19 мая 2018 года в г. Майкоп прошел семинар-совещание руководителей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, на тему «Аудит в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд как инструмент независимой оценки качества и эффективности организации и осуществления закупочных процессов заказчиками регионального и муниципального уровней».

1

В мероприятии приняла участие делегация Счетной палаты Республики Крым во главе с заместителем председателя отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Южном федеральном округе, председателем Счетной палаты Республики Крым Анатолием Заиченко.

В семинаре-совещании помимо представителей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации также приняли участие Премьер-министр Республики Адыгея Александр Наролин и Председатель Госсовета – Хасэ Республики Адыгея Владимир Нарожный, Директор Департамента внешних связей аппарата Счетной палаты Российской Федерации – ответственный секретарь Совета-контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации Андрей Базин; заместитель начальника инспекции комплексного анализа эффективности функционирования федеральной контрактной системы Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области оборота федерального имущества, средств резервных фондов федерального бюджета и комплексного анализа эффективности функционирования федеральной контрактной системы Аппарата Счетной палаты Российской Федерации Олег Максименков; председатель Комитета Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок Назир Мекулов.

Участники семинара обсудили практику организации аудита в сфере закупок, проводимого на уровне субъектов Российской Федерации.

2

С докладами по теме семинара выступили:

— председатель отделения СКСО в Южном федеральном округе, председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области Валерий Хрипун (текст доклада);

— заместитель председателя отделения СКСО в Южном федеральном округе, председатель Счетной палаты Республики Крым Анатолий Заиченко (текст доклада);

— заместитель начальника инспекции комплексного анализа эффективности функционирования федеральной контрактной системы Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области оборота федерального имущества, средств резервных фондов федерального бюджета и комплексного анализа эффективности функционирования федеральной контрактной системы Аппарата Счетной палаты Российской Федерации Олег Максименков (текст доклада);

— председатель Комитета Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок Назир Мекулов (текст доклада);

— член Президиума СКСО, Председатель отделения СКСО в СКФО, Председатель Контрольно-счетной палаты Ставропольского края Андрей Колесников (текст доклада);

— член Президиума СКСО, Председатель информационно-аналитической комиссии СКСО, Председатель Контрольно-счетной палаты Волгоградской области Игорь Дьяченко;

— начальник отдела аудита и анализа закупок Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Василий Бурнашов (текст доклада).

В своем докладе председатель Счетной палаты Республики Крым рассказал о накопленном опыте проведения аудита закупок, а также обратил внимание на наличие региональных особенностей в сфере осуществления закупочной деятельности.

При этом, одним из основных недостатков, выявляемым в ходе анализа закупочной деятельности на территории Республики Крым, является неприменение правовых механизмов, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ  и направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств, защиту интересов заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных контрагентов. К таким механизмам, в частности, относятся: установление требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе) или обеспечения исполнения контракта; включение в контракты условий об ответственности контрагентов за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.

По итогам семинара-совещания принято решение, содержащее рекомендации для контрольно-счетных органов:

— продолжить на системной основе проведение проверок, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам;

— особое внимание уделять оценке обеспечения заказчиками основополагающего принципа контрактной системы в сфере закупок – их открытости и прозрачности;

— принимать участие в подготовке предложений, направленных на совершенствование контрактной системы в сфере закупок;

— систематизировать информацию о мерах, принятых по результатам проведения аудита в сфере закупок, и размещать ее в единой информационной системе;

— принять активное участие в мониторинге опыта применения контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации Рекомендаций по структуре представления обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок и последующая их доработка;

— продолжить работу по совершенствованию методологии аудита в сфере закупок, в том числе посредством его стандартизации.

Контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации также рекомендовано расширять практику проведения совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий со Счетной палатой Российской Федерации, уделив особое внимание анализу и оценке использования бюджетных ресурсов на основе требований законодательства о контрактной системе.