ОБ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПО БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ, ИНВЕСТИЦИОННОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ

21 ноября 2022 года состоялось заседание Комитета Государственного Совета Республики Крым по бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политике, в котором по поручению председателя Счетной палаты Республики Крым Заиченко А.А. приняли участие аудиторы Гевчук С.Н. и Плакида В.Т.
В заседании Комитета приняла участие вице-спикер Крымского парламента Пономаренко А.А.
Под председательством председателя Комитета Виноградовой О.М., в рамках повестки дня депутаты рассмотрели проект закона Республики Крым «О бюджете Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
Так, с докладом о проекте закона Республики Крым «О бюджете Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», внесенном Главой Республики Крым Аксеновым С.В. (первое чтение) выступила Кивико И.В. — заместитель Председателя Совета Министров Республики Крым –министр финансов Республики Крым, с содокладами выступили Коваленко Н.Н. – заместитель министра экономического развития Республики Крым, Гевчук С.Н.– аудитор Счетной палаты Республики Крым.
В своем выступлении Гевчук С.Н. отметила, что Счетной палатой Республики Крым на основании Бюджетного кодекса РФ, Закона Республики Крым «О бюджетном процессе» проведена экспертиза проекта закона «О бюджете Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», подготовлено экспертное заключение.
Документы и материалы, представленные одновременно с Законопроектом, по своему составу и содержанию соответствуют требованиям действующего бюджетного законодательства. В целом проект бюджета по доходам реален к исполнению при условии достижения показателей прогноза социально-экономического развития, обеспечения устойчивого наращивания темпов производства предприятиями основных отраслей экономики и улучшения ими расчетов с бюджетом, а также продолжения работы, направленной на снижение накопившейся задолженности в бюджет.
Проект бюджета сформирован в программной структуре расходов на основе 30 Госпрограмм. Вместе с тем, законопроектом не предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию:
Государственной программы Республики Крым в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, тогда как согласно предоставленному паспорту Госпрограммы планируются расходы за счет федерального бюджета в 2023 году на сумму 2,1 млрд рублей, в 2024 году на сумму 1,77 млрд рублей;
Государственной программы Республики Крым по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако согласно предоставленному проекту паспорта Госпрограммы, планируются расходы за счет средств бюджета Республики Крым в сумме 6,1 млрд руб., в том числе на 2023 и 2024 годы – по 451,4 млн рублей, на 2025 год – 1,7 млрд рублей, этапы реализации которой предусмотрены с 2023 года по 2027 год. На дату предоставления Законопроекта в Счетную палату (01.11.2022) данная Госпрограмма не утверждена.
Паспортами госпрограмм запланированы бюджетные расходы на 2023 год в сумме 243,17 млрд рублей (с учетом местных бюджетов в сумме 44,3 млн рублей), тогда как Законопроектом предусмотрено на 13,8 млрд рублей меньше. Соответственно планируемые программные расходы бюджета на 2023 год на 5,7 % меньше заявленной потребности в соответствии с паспортами Госпрограмм, предоставленными к Законопроекту. При этом по одной госпрограмме установлено завышение планируемых бюджетных ассигнований, определенных паспортом в 3 раза (Развитие строительной отрасли), а по пяти отмечено превышение объема расходов согласно предоставленным паспортам в сравнении с Законопроектом (Экономическое развитие и инновационная экономика; Развитие курортов и туризма; Республика Крым-территория межнационального согласия; Развитие транспортного комплекса; Социальная поддержка граждан).
Законопроектом предусматривается финансирование по региональному проекту «Повышение доступности туристических продуктов» в сумме 21,8 млн рублей на 2023 год, тогда как паспорт данного регионального проекта по состоянию на 16 ноября текущего года не утвержден.
Указанные недостатки реализации принципов программно-целевого бюджетирования приводят к снижению качества планирования бюджета Республики Крым в целом, и к рискам недостижения установленных плановых и целевых значений показателей (индикаторов) Госпрограмм и региональных проектов.
В проекте РАИП планируются расходы капитального характера на 2023 год в объеме 4,85 млрд рублей, на 2024 год – 2,05 млрд рублей, на 2025 год – 3,72 млрд рублей. На 2023 год включено к реализации 320 объектов государственной и муниципальной собственности, в том числе:
 долгосрочные контракты – 28 объектов;
 софинансирование средств, выделяемых из федерального бюджета – 85 объектов;
 новые объекты – 207.
На 2024 год включено 147 объектов государственной и муниципальной собственности, на 2025 год – 201 объект.
По информации о ходе реализации РАИП кассовое исполнение за 9 месяцев 2022 года составило 7,91 млрд рублей (51 % к плану), из которых освоено средств в сумме 4,5 млрд рублей (28,9 % к плану).
По результатам выборочного анализа Счетная палата отмечает следующие аспекты:
— по четырем включаемым в РАИП объектам выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ (строительство, капитальный ремонт) планируется одновременно в течение одного финансового года, что создает риски невыполнения мероприятий;
— по тринадцати объектам положительные заключения государственной экспертизы по проектной документации, получены еще в 2016–2018 годах, что свидетельствует о рисках необходимости проведения дополнительных работ по проектированию, в том числе в связи с уточнением требований к проектной документации. Вместе с тем, информация о планируемой корректировке проектной документации и ожидаемых сроках получения заключений государственной экспертизы по таким объектам не приведена.
Низкий уровень исполнения мероприятий РАИП создает риски срыва сроков или невозможности завершения строительства (реконструкции), капитального ремонта, перераспределению объемов средств бюджета Республики Крым.
Законопроектом предусмотрен предельный объем внутреннего долга Республики Крым на 01.01.2024 – 9,8 млрд рублей, на 01.01.2025 – 9,3 млрд рублей, на 01.01.2026 – 8,25 млрд рублей, достижение которого приведет к неисполнению «Плана мероприятий по снижению долговой нагрузки бюджета Республики Крым» Программы оздоровления государственных финансов Республики Крым на 2018 – 2026 годы, и недостижению значений целевого показателя, утвержденного в составе Долговой политики (на 01.01.2025 предусмотрен 0%).
Рекомендации, изложенные в заключении Счетной палаты в 2021 году Министерством финансов Республики Крым и Министерством экономического развития Республики Крым в целом учтены, законопроект соответствует нормам действующего бюджетного законодательства и может быть рассмотрен на заседании Государственного Совета Республики Крым в первом чтении.
Также с докладом о проекте Закона Республики Крым «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» внесенном Главой Республики Крым Аксеновым С.В. (первое чтение) выступил директор Фонда КарпеевА.Ю.
С содокладом выступил аудитор Счетной палаты Республики Крым Плакида В.Т. По результатам экспертно-аналитического мероприятия, проведенного Счетной палатой, установлено следующее.
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета ТФОМС РК на 2023 год составляет 30,6 млрд рублей, в том числе за счёт межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета ФФОМС – 29,7 млрд рублей, межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов ТФОМС субъектов РФ в объёме 766,1 млн рублей;
Общий объём расходов бюджета ТФОМС РК составляет 30,6 млрд рублей.
Законопроектом предлагается утвердить следующие основные характеристики бюджета ТФОМС РК на плановый период 2024 и 2025 годов:
прогнозируемый общий объём доходов бюджета ТФОМС РК:
— на 2024 год — в объёме 32,8 млрд рублей, в том числе за счёт межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета ФФОМС в сумме 31,8 млрд рублей, межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов ТФОМС субъектов РФ в объёме 819,7 млн рублей;
— на 2025 год — в объёме 34,6 млрд рублей, в том числе за счёт межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета ФФОМС в объёме 33,6 млрд рублей, межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов ТФОМС субъектов РФ в объёме 860,7 млн рублей;
— общий объём расходов бюджета ТФОМС РК на 2024 год в объёме 32,8 млрд рублей и на 2025 год в объёме 34,6 млрд рублей.
Численность застрахованных по ОМС на 01.01.2022 составляет 1 877 504 человека, величина подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2023 год – 15,8 млн рубля, на 2024 год – 16,9 млн рубля, на 2025 год – 17,9 млн рублей.
Финансовое обеспечение реализации ОМС неработающего населения Республики Крым возложено на органы исполнительной власти Республики в объеме минимального размера годовых бюджетных ассигнований страховых взносов. Страховые взносы на ОМС неработающего населения Республики Крым, составят в 2023 году – 10,0 млрд рублей с увеличением относительно 2022 года на 9,6 %, в 2024 году – 10,8 млрд рублей, с ростом на 7,3 % по сравнению с 2023 годом, в 2025 году – 11,5 млрд рублей, с ростом на 6,6 % по сравнению с 2024 годом. Удельный вес страховых взносов Республики Крым на ОМС неработающего населения в общем объёме субвенции в 2023 году составит 33,9 %.
Предлагается установить общий размер нормированного страхового запаса ТФОМС на 2023 год — не более 4,2 млрд рублей, на 2024 год — не более 4,4 млрд рублей, на 2025 год — не более 4,6 млрд рублей. Размер и направления использования нормированного страхового запаса соответствуют требованиям приказа ФФОМС от 27.03.2019 № 54 «О порядке использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования».
Наибольший объем бюджетных ассигнований в общем объёме расходов предусмотрен по разделу «Здравоохранение» и составляет ежегодно 99,3 %.
Размер субвенции из бюджета ФФОМС обеспечивает:
— сохранение соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам — 200%, среднему медицинскому персоналу — 100% в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», увеличение заработной платы младшего медицинского персонала и прочего персонала с 1 октября 2023 года, финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения, долю средств ОМС в заработной плате врачей – 79,8 %, в заработной плате среднего медицинского персонала – 83,0 %.
Исполнение общего объёма расходов на Терпрограмму ОМС за 2022 год ожидается на уровне 100 %. В связи с этим, плановые показатели расходов бюджета ТФОМС РК на 2023 год в части финансирования Терпрограммы ОМС, по мнению Счетной палаты, являются обоснованными.
Бюджет ТФОМС РК на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, предлагаемый законопроектом, сбалансирован, и является бездефицитным.
Законопроект сформирован в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Закона Республики Крым от 17.07.2014 № 35-ЗРК «О бюджетном процессе в Республике Крым», иных нормативных правовых актов, разработанных в целях составления проектов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
По итогам дискуссии Комитет поддержал законопроект «О бюджете Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», проект закона «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», и рекомендовал законопроекты к рассмотрению в первом чтении на ближайшем заседании сессии Госсовета.