УЧАСТИЕ В СОВМЕСТНОМ ЗАСЕДАНИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ КОМИТЕТОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

25 мая 2022 года состоялось совместное заседание Комитета Государственного Совета Республики Крым по бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политике с Комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике в режиме видео-конференц-связи с целью обмена опытом в законотворческой и контрольной деятельности в сфере реализации государственных программ в Республике Крым и Краснодарском крае.

Работу совместного заседания возглавили председатель Комитета Государственного Совета Республики Крым по бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политике Ольга Виноградова и председатель Комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике Иван Артеменко.

В заседании от Счетной палаты Республики Крым приняли участие: председатель Счетной палаты Анатолий Заиченко, заместитель председателя Счетной палаты Алексей Тихомиров, аудиторы Счетной палаты Ирина Мартынюк, Светлана Гевчук, Татьяна Ольчук, руководитель аппарата Счетной палаты Людмила Широносова, начальник инспекции экспертно-аналитического и организационного обеспечения Счетной палаты Галина Стебливская.

С приветственным словом в рамках открытия совместного заседания выступила Заместитель Председателя Госсовета Крыма Алла Пономаренко, поприветствовав участников от имени Председателя крымского парламента Владимира Константинова.

Анатолий Заиченко в своем докладе акцентировал внимание присутствующих на том, что полномочия контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации по контролю реализации государственных программ закреплены Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», законами субъектов Российской Федерации, включают в себя предварительный и последующий контроль.

Система государственного аудита – это важнейший инструмент социально-экономической политики государства и является неотъемлемой частью концепции управления. При этом его роль не может сводиться только к прикладному уровню и выявлению недостатков по факту их совершения. Все гораздо глобальней. В рамках оперативного контроля осуществляется анализ полноты и своевременности денежных поступлений, фактического расходования бюджетных ассигнований, по результатам которого вносятся предложения по устранению выявленных недостатков.

Для минимизации рисков необходимо постоянно повышать эффективность использования государственных ресурсов (как финансовых, так и нефинансовых активов), важно еще на этапе разработки госпрограмм проводить предварительный контроль реализуемости поставленных целей с наименьшими затратами.

Начиная с 2016 года Счетная палата полноценно включилась в процесс реализации возложенных полномочий по проведению финансово-экономических экспертиз. Так, внесенными изменениями в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым (утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым от 19.08.2014 № 272), которые были инициированы Комитетом по бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политике, было закреплено обязательство ответственных исполнителей предоставлять проекты государственных программ и внесения в них изменений в Счетную палату.

За 7 лет реализации этих полномочий подготовлено 605 заключений по результатам финансово-экономических экспертиз 43 проектов государственных программ и 562 внесения в них изменений. Отмечается ежегодный рост количества проводимых экспертиз.

В ходе проведения финансово-экономических экспертиз инспекторами Счетной палаты устанавливаются недостатки и нарушения действующего законодательства, несвоевременное устранение которых может привести к низкой эффективности реализации государственных программ в целом.

Учитывая преобладающую долю программно-целевых расходов бюджета Республики Крым – а это 97,43 % в 2022 году, практически каждое контрольное мероприятие Счетной палаты охватывает вопросы целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных в рамках отдельных мероприятий, подпрограмм или государственных программ в целом.

В ходе экспертно-аналитической деятельности: при проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Республики Крым (за предыдущий период), квартальных отчетов, экспертизы проекта республиканского бюджета, и вносимых поправок в действующий закон о бюджете Счетная плата уделяет особое внимание вопросам эффективности реализации государственных программ, сбалансированности бюджетных показателей, достаточности объемов финансирования и приоритетности расходов, обеспеченности основных отраслей финансовыми ресурсами и уровню удовлетворенности в планируемых средствах.

Основная доля нарушений и недостатков устанавливается по результатам контрольного блока деятельности, при этом экспертизы выступают в качестве профилактических мероприятий, позволяющих своевременно обнаружить недостатки еще на этапе планирования расходов. В тандеме, такая деятельность приносит более эффективные результаты нежели применение административных мер воздействия на объекты контроля.

В 2021 году закреплено право Счетной палаты на постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам, которое уже сейчас реализуется в практической плоскости. То есть это позволит, в условиях необходимой мгновенной реакции на ежедневное изменение внешних факторов, оперативно осуществлять анализ эффективности и своевременности проводимых мероприятий по распределению и перераспределению ресурсов, оценке достижения ключевых плановых параметров и объективной необходимости в их корректировке с учетом актуальных требований сегодняшнего дня.

Счетной палатой совместно с Комитетом Государственного Совета по бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политике проводится конструктивная работа в вышеуказанном направлении. Результаты всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в обязательном порядке направляются в адрес Государственного Совета, аудиторы Счетной палаты регулярно участвуют в работе всех профильных Комитетов, результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассматриваются на расширенных заседаниях Коллегии с привлечением руководства парламента, депутатов, исполнительных органов, выстроена слаженная и эффективная работа по планированию мероприятий.

Ежегодно совместная работа выходит на качественно новый уровень, соответствующий задачам поставленным руководством Государства и Республики Крым.

Также Анатолий Заиченко отметил, что 21 мая 2015 года между Счетной палатой Республики Крым и Контрольно-счетной палатой Краснодарского края заключено Соглашение о сотрудничестве, которое послужило основой важного взаимодействия, поддержки и обмена опытом на этапе становления Счетной палаты Крыма в организации внешнего государственного финансового контроля на территории республики. Одним из знаковых решений стало создание Совета ветеранов контрольно-счетных органов Республики Крым. «Пионером» среди субъектов Российской Федерации в этой сфере стал именно Краснодарский край, где под руководством Юрия Александровича Агафонова был создан Совет ветеранов при председателе Контрольно-счетной палаты.

С докладами также выступили первый заместитель министра экономики Краснодарского края Игорь Красавин, первый заместитель министра финансов Краснодарского края Александр Кравцов, заместитель министра экономического развития Республики Крым Олег Чибеляев, начальник бюджетно-аналитического управления Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Петр Муравей.

В ходе обсуждения депутаты и специалисты обменялись мнениями по обозначенной теме – представители профильных ведомств как с одной, так и с другой стороны, озвучили детальную информацию.

Подводя итог совместной работы, Иван Артеменко заострил внимание на том, что программно-целевой подход на примере двух субъектов доказал свою действенность.