ГОУДАРСТВЕННЫМ СОВЕТОМ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ РАССМОТРЕНЫ ЗАКОНЫ О РЕСПУБЛИКАНСКОМ БЮДЖЕТЕ И БЮДЖЕТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ

22 ноября Государственным Советом Республики Крым в первом чтении рассмотрены законопроекты «О бюджете Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». В работе сессии приняли участие председатель Счетной палаты Анатолий Заиченко, заместитель председателя Алексей Тихомиров.

Счетной палатой в соответствии с полномочиями возложенными Бюджетным Кодексом Республики Крым, Законами Республики Крым от 17.07.2014 № 35-ЗРК «О бюджетном процессе в Республике Крым», от 20.11.2014 № 9-ЗРК/2014 «О Счетной палате Республики Крым» проведена экспертиза проектов Законов Республики Крым «О бюджете Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

Фото: Пресс-служба Государственного Совета Республики Крым

По результатам экспертизы проекта закона о республиканском бюджете установлено, что доходы бюджета Республики на 2022 год прогнозируются в объеме 199,2 млрд руб., расходы — 202,1 млрд руб., дефицит — 2,9 млрд руб., или 5,1% от общего объема собственных (налоговых и неналоговых) доходов. В плановом периоде объемы расходов соответствует объемам доходов бюджета и составят на 2023 год — 237,1 млрд руб., на 2024 год – 195,7 млрд руб.

Рост налоговых и неналоговых доходов на 2022-2024 годы предусматривается: на 2022 год — 57,3 млрд руб. или на 6,6% больше планового показателя исполнения 2021 года, на 2023 — 61,9 млрд руб. или на 8% больше планового показателя 2022 года, на 2024 год — 65,2 млрд руб. или на 5,4% больше планового показателя 2023 года.

Общий объем безвозмездных поступлений предусмотрен на 2022 год в объеме 142 млрд руб., что ниже уровня 2021 года на 1,2%, на 2023 год — 175,2 млрд руб., что выше показателей 2022 года на 23,5%, на 2024 год — 130,5 млрд руб., снижение к уровню 2023 года составит 25,5%.

Бюджет сформирован на основании 30 государственных программ, расходы по которым составляют: в 2022 году — 196,4 млрд руб., или 97,1% от общего объема расходов бюджета, в 2023 — 227,9 млрд руб., или 96,1%, в 2024 -181,1 млрд рублей, или 92,5%. Наибольший удельный вес в общем объеме программных расходов приходится на 5 государственных программ, а именно развитие дорожного хозяйства (23%, 19,7%, 26,9% соответственно), развитие образования (20,6%, 14,8%, 16,4%), реформирование жилищно-коммунального хозяйства (12,3%, 28,8%, 9,9%), развитие здравоохранения (11,6%, 9,2%,11,7%) и социальная поддержка граждан (1,2%, 8,9%, 10,9%).

Также в рамках госпрограмм предусматриваются бюджетные ассигнования на реализацию 10 национальных проектов в 2022 году в сумме 13 461 398,70 тыс. рублей, что на 1 751 814,57 тыс. рублей, или на 11,5 %, меньше объема бюджетных ассигнований, утвержденных СБР на 2021 год (по состоянию на 01.10.2021 предусмотрено 15 213 213,27 тыс. рублей); на 2023 год в сумме 12 210 483,6 тыс. рублей; на 2024 год в сумме 13 286 451,7 тыс. рублей. Наибольший объем средств предусмотрен на реализацию национальных проектов: «Безопасные и качественные дороги», «Демография», «Жилье и городская среда», «Здравоохранение», «Образование», «Экология».

По результатам экспертизы проекта закона о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования установлено, что:

— прогнозируемый общий объем доходов бюджета ТФОМС в сумме 27 602 653,2 тыс. рублей, в том числе за счет:

— межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 26 523 633,2 тыс. рублей;

— межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в сумме 950 000,0 тыс. рублей;

— штрафов, неустоек, пеней, уплаченных в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед ТФОМС в сумме 129 000,0 тыс. рублей;

— платежей в целях возмещения ущерба при расторжении государственного контракта, заключенного с ТФОМС, в связи с односторонним отказом исполнителя (подрядчика) от его исполнения в сумме 20,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета ТФОМС в сумме 27 602 653,2 тыс. рублей.

Прогнозируемый общий объем доходов и расходов бюджета ТФОМС на плановый период составляет на 2023 год 29 204 782,8 тыс. рублей, на 2024 год в сумме 30 860 509,9 тыс. рублей.

Общий размер нормированного страхового запаса ТФОМС запланирован:

  • на 2022 год не более 4 289 322,8 тыс. рублей;
  • на 2023 год не более 4 580 333,6 рублей;
  • на 2024 год не более 4 718 310,8 рублей.

В соответствии с ч.6.4 ст.26 Федерального закона от 29.11.2010№ 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» размер средств нормированного страхового запаса ТФОМС для дополнительного финансового обеспечения реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования не превышает среднемесячный размер планируемых поступлений средств ТФОМС на очередной год.

Размер и цели использования нормированного страхового запаса соответствуют требованиям приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 27.03.2019 № 54 «О порядке использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования».

Одним из направлений использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, определенных Порядком использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (Приложение к приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 27.03.2019 № 54) является софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.

Кроме того, в рамках экспертизы отмечено, что в ходе проведения Счетной палатой контрольного мероприятия «Проверка эффективного и целевого использования средств нормированного страхового запаса бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предназначенного на цели софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала (параллельно со Счетной палатой Российской Федерации)» в 2021 году установлен низкий уровень использования средств нормированного страхового запаса для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в Республике Крым (в 2019 году – 9,1%, в 2020 году — 14,4 % соответственно), и плановый показатель «Количество медицинских работников, планируемых к принятию» в Республике Крым в проверяемом периоде не был достигнут.

По результатам проведенных экспертиз Счетной палатой отмечено, что в целом Законопроекты соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, даны рекомендации по устранению выявленных недостатков.

Экспертные заключения в установленном порядке направлены в адрес Главы Республики Крым, Государственного Совета, председателя Совета министров, Комитета по бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политике Госсовета, Министерства финансов, Министерства экономического развития, прокуратуры республики, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым.