КОМИТЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПО БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ, ИНВЕСТИЦИОННОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ РАССМОТРЕН ПРОЕКТ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «О БЮДЖЕТЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 и 2024 ГОДОВ»

По поручению председателя Счетной палаты Республики Крым Анатолия Заиченко 19.11.2021 аудиторы Счетной палаты Республики Крым Виктор Плакида и Светлана Гевчук приняли участие в заседании Комитета Государственного Совета Республики Крым по бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политике.

На заседании Комитета были рассмотрено шесть вопросов повестки дня, главными из которых являлись  проекты закона Республики Крым «О бюджете Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и закона Республики Крым «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

В ходе заседания Комитета первым заместителем министра финансов Республики Крым Оксаной Губернаторовой были представлены основные параметры проекта закона Республики Крым «О бюджете Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Из доклада следует, что представленный Законопроект подготовлен на основе Прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, одобренного распоряжением Совета министров Республики Крым от 27.10.2021 № 1433-р.

Так,  прогнозные параметры бюджета Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов выглядят следующим образом:

— на 2022 год предлагаются к утверждению доходы в общем объеме 199,2 млрд рублей и расходы в общем объеме 202,1 млрд рублей. Дефицит составит 2,9 млрд рублей. Дефицит бюджета на 2022 год, или 5,1% от общего прогнозируемого объема налоговых и неналоговых доходов на 2022 год;

— на 2023 год предлагаемые к утверждению объемы доходов 237,1 млрд рублей соответствуют предлагаемым объемам расходов 237,1 млрд рублей;

на 2024 год предлагаемые к утверждению объемы доходов 195,7 млрд рублей соответствуют предлагаемым объемам расходов 195,7 млрд рублей.

 Доходы. По сравнению с исполнением бюджета Республики Крым за 2020 год и с ожидаемым его исполнением за 2021 год, Законопроектом предлагается ежегодное увеличение плановых показателей поступлений налоговых и неналоговых доходов: 2022 года к 2021 году – на 6,6%; в 2023 году к 2022 году – на 8,0%; в 2024 году к 2023 году – на 5,4%.

Таким образом, к 2024 году (по сравнению с 2021 годом) ожидается увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов на 21,4% (с 53,7 млрд рублей до 65,2 млрд рублей).

Вместе с тем, к 2024 году (по сравнению с 2021 годом) ожидается снижение безвозмездных поступлений на 9,1% (с 143,6 млрд рублей до 130,5 млрд рублей).

Как и в предыдущие годы, в 2022 году доходы республиканского бюджета будут сформированы, в основном, за счет безвозмездных поступлений, доля которых составит 142,0 млрд рублей, или 71,0% от общего прогнозного объема доходов республиканского бюджета. В структуре безвозмездных поступлений основной объем средств будет приходиться на межбюджетные трансферты, а именно на субсидии (91,6 млрд рублей, или 64,5% от общего объема межбюджетных трансфертов). При этом, дотации составят 30,0% от общего объема межбюджетных трансфертов.

Объем налоговых доходов, предлагаемых к утверждению на 2022 год, составляет 53,0 млрд рублей (или 27,0% от общего прогнозного объема доходов республиканского бюджета), неналоговых доходов4,2 млрд рублей (или 2,0% от общего прогнозного объема доходов республиканского бюджета).

В структуре налоговых и неналоговых доходов на 2022 год основными бюджетообразующими будут следующие виды налоговых доходов:

налог на доходы физических лиц – 22,7 млрд рублей (или 39,7% от всех налоговых и неналоговых доходов);

акцизы – 11,9 млрд рублей (или 20,8%);

налог на прибыль организаций – 7,8 млрд рублей (или 13,6%);

налог по упрощенной системе налогообложения – 4,8 млрд рублей (или 8,3%);

налог на имущество организаций – 4,1 млрд рублей (или 7,2%).

Соответственно, на остальные налоговые доходы и все неналоговые доходы, в 2022 году будет приходиться 6,0 млрд рублей (или 10,4%).

Согласно Законопроекту, расходы:

— в 2022 году (по сравнению с ожидаемым их исполнением в 2021 году) планируется уменьшить на 4,1% (с 210,7 млрд рублей до 202,1 млрд рублей);

— в 2023 году (к 2022 году) – увеличить на 17,3% (с 202,1 млрд рублей до 237,1 млрд рублей);

— в 2024 году (к 2023 году) – уменьшить на 17,5% (с 237,1 млрд рублей до 195,7 млрд рублей).

Таким образом, к 2024 году (по сравнению с 2021 годом) планируется уменьшить расходы на 7,1% (с 210,7 млрд рублей до 195,7 млрд рублей).

Расходная часть бюджета спланирована по программно-целевому принципу – расходы на госпрограммы Республики Крым в 2022 году составят 196,4 млрд рублей, или 97,0% от общего объема расходов. В 2022-2024 годах запланированы расходы по 30 госпрограммам. При этом, порядка 80,0% от общей суммы предлагаемых расходов составят расходы по 5 госпрограммам: «Развитие дорожного хозяйства Республики Крым»; «Государственная программа развития образования Республики Крым»; «Государственная программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым»; «Государственная программа развития здравоохранения Республики Крым»; «Социальная поддержка граждан Республики Крым».

Прогноз расходов на реализацию национальных проектов составит: на 2022 год – 13,5 млрд рублей; на 2023 год – 12,2 млрд рублей; на 2024 год – 13,3 млрд рублей, из них:

— «Демография»: на 2022 год – 4,4 млрд рублей, на 2023 год – 4,5 млрд рублей, на 2024 год – 5,3 млрд рублей;

— «Здравоохранение»: на 2022 год – 1,0 млрд рублей, на 2023 год – 602,4 млн рублей, на 2024 год – 718,4 млн рублей;

— «Образование»: на 2022 год – 1,0 млрд рублей, на 2023 год – 659,1 млн рублей, на 2024 год – 460,0 млн рублей;

— «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: на 2022 год – 4,8 млрд рублей, на 2023 год – 4,7 млрд рублей, на 2024 год – 4,7 млрд рублей;

— «Жилье и городская среда»: на 2022 год – 990,4 млн рублей, на 2023 год – 961,5 млн рублей, на 2024 год – 1,1 млрд рублей;

— «Экология»: на 2022 год – 816,1 млн рублей, на 2023 год – 84,3 млн рублей, на 2024 год – 75,3 млн рублей.

Таким образом, наибольший удельный вес в общем объеме предлагаемых расходов на реализацию национальных проектов будет приходиться на национальные проекты «Демография» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

С докладом о результатах экспертизы проекта закона Республики Крым «О бюджете Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» выступила аудитор Счетной палаты Республики Крым Светлана Гевчук.

Проанализировав параметры прогноза, а также значения показателей 2020 и 2021 годов в предыдущих плановых периодах, Счетная палата отмечает, как положительный факт, что в Прогнозе социально-экономического развития Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов учтены замечания, изложенные в заключении на проект закона Республики Крым «О бюджете Республики Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», в части его структуры и содержания.

Анализом параметров Прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, а также значений показателей 2020 и 2021 годов в предыдущих плановых периодах, установлены факты значительных отклонений ряда прогнозных показателей, закладываемых в варианты прогнозов, а также их отклонение от данных официальной статистики, что, даже с учетом сложности прогнозирования структурных изменений вследствие пандемии, свидетельствует о необходимости повышения качества прогнозирования.

Установлен ряд недочетов при планировании доходной части бюджета Республики Крым по налоговым и неналоговым поступлениям: прогнозных объемов по налоговым доходам не соответствует динамике поступлений за предыдущие годы, расчет отдельных запланированных сумм доходов не приведен, что не позволяет провести оценку обоснованности определения их прогнозных объемов, не всеми главными администраторами доходов бюджета планировались поступления в бюджете Республики.

 Анализом объемов межбюджетных трансфертов, распределенных бюджетам субъектов Российской Федерации в проекте федерального бюджета и прогнозируемых объемов межбюджетных трансфертов, предусмотренных Законопроектом, установлены отклонения по «Субсидии бюджету Республики Крым на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года», «Субсидия бюджету Республики Крым на создание новых мест в общеобразовательных организациях», «Субвенция бюджету Республики Крым на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений» .

Проект закона по доходам реален к исполнению при условии достижения показателей прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2022-2024 годы, обеспечения устойчивого наращивания темпов производства предприятиями основных отраслей экономики и улучшения ими расчетов с бюджетом, а также продолжения работы, направленной на снижение накопившейся задолженности в бюджет.

Паспортами госпрограмм (проектами паспортов госпрограмм) запланированы бюджетные расходы на 2022 год в сумме 175,9 млрд рублей, тогда как Законопроектом на 20,4 млрд рублей больше, то есть 196,4 млрд рублей. Соответственно расходы бюджета на 2022 год на 11,6% превышают заявленную потребность в соответствии с паспортами госпрограмм, предоставленных к Законопроекту.

Недостатки программно-целевого планирования приводят к некачественному планированию бюджета Республики Крым в целом, и к рискам недостижения установленных плановых и целевых значений показателей (индикаторов) госпрограмм и региональных проектов.

         С 2022 года планируется реализация новых государственных программ Республики Крым, предусмотренных Перечнем государственных программ Республики Крым, действующих с 01.01.2022, утвержденный распоряжением Совета министров Республики Крым от 11.10.2021 № 1327-р (далее – Перечень госпрограмм на 2022 год), а именно: «Обеспечение защиты прав потребителей и развития торговой деятельности», «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Республики Крым», Государственная программа Республики Крым в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходам,  Государственная программа труда и занятости населения Республики Крым

При этом, указанные Госпрограммы на дату предоставления Законопроекта в Счетную палату не утверждены. Одновременно с ними действуют госпрограммы с аналогичными названиями и периодами действия.

В нарушение п. 2.10 постановления Совета министров Республики Крым от 19.08.2014 № 272 «О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым» ранее озвученные Государственные программы Республики Крым (кроме Государственной программы труда и занятости населения Республики Крым) предусмотрены Законопроектом в отсутствие положительных заключений Счетной палаты (соответствующие проекты не поступали в Счетную палату с целью проведения финансово-экономической экспертизы).

         В пакете документов к Проекту закона предоставлен проект паспорта Государственной программы Республики Крым «Обеспечение защиты прав потребителей и развития торговой деятельности» (не утверждена), в то время как Законопроектом предусмотрено финансирование на реализацию Государственной программы Республики Крым «Обеспечение защиты прав потребителей», в связи с чем, паспорт (проект паспорта) последней не предоставлен в составе документов к Законопроекту, чем нарушены требования статьи 184.2 БК РФ, части 3 статьи 32 Закона «О бюджетном процессе Республики Крым». Кроме того, госпрограмма «Обеспечение защиты прав потребителей» не предусмотрена Перечнем госпрограмм на 2022 год.

Счетной палатой в заключениях по результатам финансово-экономических экспертиз неоднократно обращалось внимание на нецелесообразность реализации Государственных программ Республики Крым: «Обеспечение защиты прав потребителей» и «Развитие торговой деятельности», как самостоятельных документов стратегического планирования.

Установлены отклонения в объемах ресурсного обеспечения Госпрограмм (согласно Паспортам) и в объемах прогнозируемых расходов по ним. Так, на 2022 год согласно Паспортов (проектов паспортов) предлагаются расходы 175,9 млрд рублей, Законопроекту – 196,4 млрд рублей. Как пример,  Государственной программой Республики Крым «Реализация государственной молодежной политики в Республике Крым» предусмотрены средства на 2022 год в сумме 251,3 млн рублей, Законом Республики Крым «О бюджете Республики Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов  запланированы средства в сумме 78,8 млн рублей, Законопроектом предлагается на 2022 год – 535,5 млн рублей, что в 6,8 раз больше утвержденных бюджетных назначений и в 2,1 раза больше планируемых госпрограммой расходов.

 Хотелось бы отметить, что только по 4 Госпрограммам: «Развитие промышленного комплекса», «Управление государственным имуществом Республики Крым», «Экономическое развитие и инновационная экономика» и «Управление финансами Республики Крым» — расходы на 2022 год в Законопроекте соответствуют их Паспортам.

 Относительно планируемым бюджетным ассигнованиям В Законопроекте на реализацию Республиканской адресной инвестиционной программы и Плана капитального ремонта, Счетная палата отмечает, что  низкая исполнительная дисциплина ГРБС по итогам исполнения Республиканской адресной инвестиционной программы и Плана капитального ремонта за 9 месяцев 2021 года создает риски срыва сроков или невозможности завершения строительства (реконструкции), капитального ремонта, перераспределению объемов средств бюджета Республики Крым, а также наращиванию объемов незавершенного строительства по итогам 2021 года. С учетом данной отрицательной динамики возникает необходимость уточнения плановых бюджетных ассигнований на реализацию Республиканской адресной инвестиционной программы и Плана капитального ремонта Республики Крым на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

         В нарушение пункта 5 статьи 140 БК РФ, части 4 статьи 9 Закона от 28.11.2014 № 16-ЗРК/2014 «О межбюджетных отношениях в Республике Крым» Законопроектом на 2022-2024 годы по 3 видам субвенций ежегодно предусмотрен нераспределенный остаток в объеме, превышающем 5,0% общего объема соответствующей субвенции. Предусмотренный Законопроектом объем государственного внутреннего долга Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, не соответствует показателям финансовой оценки на 2022-2024 годы, установленным в разделе III «План мероприятий по снижению долговой нагрузки бюджета Республики Крым» Программы оздоровления государственных финансов Республики Крым на 2018- 2024 годы, и значениям целевого показателя, утвержденным в составе Долговой политики.

         Также на Комитете были заслушаны доклады директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым Андрея Карпеева об основных параметрах проекта закона Республики Крым «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»,  «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

С содокладами выступил аудитор Счетной палаты Республики Крым Виктор Плакида,  о проведении экспертизы проекта закона Республики Крым  «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования  Республики Крым на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и о проекте закона Республики Крым «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» соответственно.

Основные характеристики бюджета ТФОМС на 2022 год: прогнозируемый общий объем доходов и объем расходов бюджета ТФОМС составляет 27,6 млрд рублей, (что на 8,8 % превышает показатели 2021 года), на 2023 год – 29,2 млрд рублей (что на 5,8 % больше показателей на 2022 год), на 2024 год — в сумме 30,9 млрд рублей (что на 5,7 % больше по сравнению с прогнозируемым объемом на 2023 год),

Расчет Межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального ФОМС осуществлен при численности застрахованных по ОМС на 01.01.2021 – 1 871 301 человек и коэффициенте дифференциации для Республики Крым – 0,3333.

Страховые взносы на ОМС неработающего населения Республики Крым в 2022 году составят 9,2 млрд рублей, на 2023 год – 9,6 млрд рублей, на 2024 год – 9,9 млрд рублей при численности застрахованных по ОМС неработающих граждан на 01.01.2021 – 1 175 985 человек.

В проекте Программы госгарантий увеличены нормативы объема медицинской помощи в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара.

Предусматривается рост объема профилактических мероприятий в соответствии с показателями, установленными национальным проектом «Здравоохранение», с 53,5 % в 2022 году до 70,0 % в 2024 году сохранение соотношение заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам — 200%, среднему медицинскому персоналу – 100% в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 сохраняется.

Бюджет ТФОМС на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов сбалансирован, утверждение дефицита или профицита бюджета ТФОМС Законопроектом не предусматривается.

Размер средств нормированного страхового запаса ТФОМС для дополнительного финансового обеспечения реализации территориальных программ ОМС не превышает среднемесячный размер планируемых поступлений средств ТФОМС на очередной год

В ходе проведения Счетной палатой контрольного мероприятия «Проверка эффективного и целевого использования средств нормированного страхового запаса бюджета Федерального фонда ОМС, предназначенного на цели софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала (параллельно со Счетной палатой Российской Федерации)» в 2021 году установлен низкий уровень использования средств нормированного страхового запаса для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в Республике Крым (в 2019 году – 9,1%, в 2020 году — 14,4 % соответственно), и плановый показатель «Количество медицинских работников, планируемых к принятию» в Республике Крым в проверяемом периоде не был достигнут. При этом общая потребность в медицинских работниках в организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по состоянию на 01.01.2021 составляла 2286 единиц. Очевидно, что в планируемом периоде следует продолжить работу по повышению результативности использования бюджетных средств, направляемых на заработную плату за счет средств НСЗ на софинансирование оплаты труда.

Также, Внесение изменений в Законопроект с учетом поправки Главы Республики Крым связано с выделением межбюджетных трансфертов на 2021 год в сумме 164,4 млн рублей на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по ОМС, в том числе с заболеванием или подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Соответствующие изменения внесены в приложения 3, 5 с учетом рекомендаций, указанных в заключении Счетной палаты по результатам экспертизы проекта закона Республики Крым «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О бюджете Территориального фонда ОМС Республики Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», утвержденном постановлением Коллегии Счетной палаты Республики Крым от 22.10.2021 № 63-6/21.

В ходе выступлений озвучен ряд рекомендаций и предложений, которые были подготовлены Счетной палатой по результатам проведенных экспертиз. Отмеченные Счетной палатой недостатки подлежат устранению при рассмотрении Законопроектов.

Также депутатами рассмотрены и поддержаны вопросы повестки дня «О внесении изменений в статью 2-1 Закона Республики Крым «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым», «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О Счетной палате Республики Крым», о представлениях к награждениям.