В РАМКАХ СОВЕЩАНИЯ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ ОБСУДИЛИ ВОПРОС СНИЖЕНИЯ РИСКОВ НЕВЫПОЛНЕНИЯ ПОДРЯДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

29 апреля 2021 года состоялось совещание под руководством Председателя Совета министров Республики Крым Юрия Гоцанюка о ходе реализации инфраструктурных проектов в Республике Крым. В мероприятии принял участие председатель Счетной палаты Республики Крым Анатолий Заиченко.

В ходе заседания обсудили ход выполнения мероприятий федеральной целевой программы и региональной адресной инвестиционной программы в Республике Крым, выполнение протокольных поручений, а также заслушаны причины отклонений от сроков реализации объектов федеральной целевой программы и региональной адресной инвестиционной программы, зафиксированные в СЭД «Диалог-ФЦП». Рассмотрены вопросы реализации мероприятий по благоустройству территорий в рамках соглашения между Правительством г. Москвы и Советом министров Республики Крым на 2021 год, о реализации ведомственной целевой программы «Модернизация государственных учреждений здравоохранения с целью доведения их до федеральных стандартов и нормативов» на 2021 год, реализации национальных проектов Республикой Крым в 2021 году.

Председатель Счетной палаты доложил о результатах выполнения поручения Главы Республики Крым по исследованию вопроса снижения рисков невыполнения подрядными организациями гарантийных обязательств после введения объектов в эксплуатацию.

Анатолий Заиченко отметил, что в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрено право заказчика на установление как требований к гарантийным обязательствам, так и требований по обеспечению гарантийных обязательств.

Обязательными к применению заказчиками являются гарантийные обязательства согласно типовым условиям контрактов, утвержденным соответствующими федеральными органами госвласти.

Председатель Счетной палаты указал, что в целях снижения рисков невыполнения подрядными организациями гарантийных обязательств после введения объектов в эксплуатацию необходимо рассмотреть вопрос о разработке и принятии соответствующих типовых условий контрактов предусматривающих обязательное требование к обеспечению гарантийных обязательств.

В качестве обеспечения гарантийных обязательств может выступать как банковская гарантия на срок превышающий гарантийный срок эксплуатации минимум на 1 месяц, так и внесение денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно (до 10% от НМЦК).

Ответственность за неисполнение гарантийного обязательства предусмотрена Федеральным законом № 44-ФЗ в виде неустойки и Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 в виде штрафа.

Кроме того, Анатолий Заиченко отметил, что в соответствии Гражданским кодексом стороны вправе самостоятельно определить в договоре порядок оплаты работ. Например: «Гарантийное удержание» является способом обеспечения обязательств подрядчика, выполнившего строительные работы, перед заказчиком. Суть такого способа состоит в том, что, рассчитываясь с подрядчиком за выполненные работы, часть их стоимости (обычно в размере 0,5-10 процентов) заказчик удерживает у себя и выплачивает подрядчику по истечении гарантийного срока, если в течение этого срока в выполненных подрядчиком (и сданных заказчику) работах не было выявлено недостатков, за которые отвечает подрядчик, или такие недостатки были устранены, либо по наступлении иных предусмотренных договором условий.

Несмотря на наличие действенного механизма, председатель Счетной палаты констатировал, что контрольными мероприятиями установлены факты ненадлежащего использования права на гарантийное удержание с последующей его реализаций даже в случаях, когда соответствующие требования предусмотрены в контрактах.

Также были представлены результаты анализа применимости механизма саморугелируемых организаций и международного опыта.

Обобщая результаты исследования Анатолий Заиченко представил рекомендации Счетной палаты:

— рассмотреть вопрос об утверждении обязательных для исполнения типовых условий контрактов по строительному контролю в части установления отдельных требований по обеспечению гарантии качества оказанных услуг по строительному контролю, в том числе ответственности за отсутствие надлежащего контроля;

— для снижения рисков невыполнения подрядными организациями гарантийных обязательств рассмотреть вопрос об установлении в проектах контрактов обязательных требований к гарантийным обязательствам при осуществлении отдельных видов закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Крым согласно Порядку № 274.

— органам исполнительной власти обеспечить надлежащий контроль за соблюдением заказчиками договорных отношений при реализации механизма гарантийного удержания, а в случаях осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, Порядком 274 разработать с учетом отраслевой специфики комплексную систему анализа контрагентов по оценке надежности, в том числе опыт реализации соответствующих контрактов без штрафных санкций и анализ финансовой устойчивости контрагентов.