КАЖДЫЙ БЮДЖЕТНЫЙ РУБЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИЗРАСХОДОВАН С МАКСИМАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ

26 ноября исполнилось 6 лет со дня образования Счетной палаты Республики Крым. По сложившейся традиции в этот день председатель Анатолий Заиченко и сотрудники ведомства делятся актуальной информацией о состоянии внешнего независимого финансового контроля полуострова и экспертным мнением о ключевых показателях социально-экономического развития республики.

Анатолий Анатольевич, в этом году Республика Крым перешагнула стратегический 6-летний рубеж как субъект Российской Федерации. С точки зрения профессиональной оценки процессов становления и развития прослеживается ли положительная динамика, наблюдается ли оздоровление финансово-бюджетной сферы?

Республика Крым самый молодой субъект Российской Федерации, он особенный и требования к его развитию высоки. Ярким тому примером являются грандиозные и исторические проекты – автомобильная дорога «Таврида», «Крымский мост», новый терминал аэропорта «Симферополь» и Республиканская клиническая больница имени Семашко, Таврическая ТЭС и это только часть объектов, которые на виду… Разве могли мы такое представить себе 7 лет назад? С точки зрения стратегического планирования 6 лет – средний срок. За этот период в Республике Крым реализовывался важнейший этап на пути к уверенному социально-экономическому развитию – инвестиции в инфраструктуру, как площадку для становления и дальнейшей модернизации финансовой, социальной и других жизненно важных сфер экономики. Так, расходы бюджета Крыма в 2020 году увеличились за пятилетку в 1,8 раза с 117,4 до 216,1 млрд руб. Отмечается положительная динамика в увеличении общего объема собственных доходов бюджета Республики Крым. В 2019 году поступило налоговых и неналоговых доходов в бюджет на 45,1 % или 21,1 млрд руб. больше чем в 2015 году. Учитывая значительные объемы доходной и расходной части бюджета, мы просто не можем позволить себе сбавлять обороты. Безусловно, увеличивается загруженность исполнительной власти и соответственно растет нагрузка на контролирующие органы, но несмотря на это каждый бюджетный рубль должен быть израсходован с максимальной эффективностью. Тезис, наиболее ярко характеризующий данный процесс был озвучен Главой Республики Крым Сергеем Валерьевичем Аксёновым.

Проанализировав удельную нагрузку на должностных лиц относительно начала нашей деятельности установлено, что нагрузка на одного инспектора Счетной палаты выросла на 72,9 %, контролем охвачено на 48,6 % больше объектов.

Главное что удалость достигнуть за шестилетний период, это сокращение нарушений бюджетного законодательства с одной стороны при ужесточении требований со стороны Главы Республики Крым, Совета министров и Парламента Крыма, а с другой – при постоянной интенсификации деятельности Счетной палаты. Счетная палата контролирующий орган, не надзорный. Ведь согласитесь, гораздо проще предотвратить нарушение, чем ликвидировать последствия… Процитирую Председателя Государственного Совета Республики Крым Владимира Андреевича Константинова: «Главная цель работы Счетной палаты – не наказать как можно больше чиновников, а помочь органам исполнительной власти правильно и эффективно расходовать бюджетные ресурсы». К этому мы и стремимся!

Анатолий Анатольевич, действительно сложно не согласится что Крым преобразился в лучшую сторону, но если говорить непосредственно о Счетной палате, что является ключевым фактором в обеспечении эффективного контроля?

Я не устану повторять, что в данном вопросе основополагающим фактором является квалификация, компетентность и принципиальность сотрудников. Каждый инспектор, работающий в Счетной палате проходит строгий отбор не только на уровень знаний и умений, мы также стараемся оценить его интеллект (эрудированность), порядочность, бескомпромиссность в работе. Более подробно на данный вопрос ответит руководитель аппарата Счетной палаты Республики Крым Широносова Людмила Константиновна, которая прошла путь от сотрудника инспекции правового обеспечения до руководителя аппарата.

«Кадры решают все. До сих пор это высказывание известного государственного деятеля имеет актуальное значение. Безусловно, как отметил Анатолий Анатольевич, все наши успехи и достижения сегодня и за прошедшие 6 лет – это заслуга квалифицированных, грамотных и академически подготовленных сотрудников – финансовых контролеров, тех, кто выявил нарушения на местах, на объектах, в полях… К сожалению, как и в других государственных органах республики, у нас периодически возникают сложности в формировании высококвалифицированного кадрового состава. При этом на сегодняшний день в Счетной палате работают немало молодых перспективных специалистов, и ключевым является институт наставничества. Хорошо, когда в коллективе появляется молодежь: она приносит с собой заряд энергии и новые идеи, а работникам, имеющим большой профессиональный стаж, есть кому передать свои знания и опыт. Все финансовые контролеры имеют высшее образование уровня специалитета и магистратуры, из которых 45 % имеют два и более высших образования. В коллективе у нас четыре Заслуженных экономиста Крыма и один Заслуженный энергетик Республики Крым. Также один сотрудник имеет ученую степень доктора наук по государственному управлению.

На постоянной основе наши сотрудники проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации, активно обмениваются практическим опытом с коллегами из других субъектов Российской Федерации, успешно осваивают современные информационные технологии, позволяющие наиболее эффективно реализовывать возложенные полномочия.

Будущее Счетной палаты – ее кадры, ведь сила трудового коллектива в каждом отдельном его представителе, а сила каждого сотрудника – в коллективе!»

Анатолий Анатольевич, в продолжение темы кадрового потенциала, как осуществляется контроль над теми результатами, которые демонстрирует инспекторский состав?

Если кадры решают все, значит необходимо обеспечить условия для реализации потенциала каждого сотрудника. У нас выстроена прозрачная и понятная система оценки и систематизации результатов мероприятий, при этом при подготовке итоговой отчетности учитывается мнение каждого участника рабочей группы. Инспектор является звеном общей системы, в которой с одной стороны заданы четкие параметры в виде программы проведения мероприятия, а с другой стороны открыто пространство для предложений с целью получения максимального эффекта от нашей деятельности. Каждый член команды является высококлассным специалистом и работает на общий результат – на благо Республики Крым. Для иллюстрации своей мысли я хотел бы предоставить слово начальникам инспекций и инспекторам, непосредственно осуществляющим мероприятия на объектах контроля.

Оксана Козмина — главный инспектор Счетной палаты. Опыт работы в органах финансового контроля – 27 лет.

«С момента вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, специалистами Счетной палаты проведена значительная работа в части организации и проведения оперативного контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей республиканского бюджета.

Так, ежеквартально осуществляется проверка отчетов об исполнении бюджета Республики Крым и за 6 лет нами проанализирован объём средств бюджета Республики Крым в общей сумме 840,7 млрд рублей. Проводится мониторинг поступлений налоговых и неналоговых доходов, которые за этот период увеличились в 2 раза. Ежеквартально отслеживается расходование бюджетных средств по всем направлениям, на реализацию федеральной целевой программы и национальных проектов. Предложения по результатам оперативного контроля за ходом исполнения республиканского бюджета призваны способствовать повышению эффективности и результативности использования бюджетных средств, а также совершенствованию бюджетного процесса в Республике Крым.

Финансовая система Республики Крым, система внешнего контроля, фактически создавались с нуля. Накопленный за все эти годы опыт позволяет констатировать, что наш главный принцип в работе — это постоянное взаимодействие с участниками бюджетного процесса в сфере обеспечения ими соблюдения бюджетного законодательства, оказание правовой и экспертной помощи, в том числе путем разработки и принятия совместных методических указаний и рекомендаций».

Галина Стебливская – начальник инспекции экспертно-аналитического и организационного обеспечения Счетной палаты. Опыт работы в органах внешнего финансового контроля – 14 лет.

«Одним из важнейших направлений деятельности для всех государственных органов является достижение показателей национальных целей и стратегических задач развития, поставленных Президентом Российской Федерации. Из федерального бюджета, бюджета республики выделяются значительные финансовые ресурсы. Для инспекции экспертно-аналитического обеспечения одним из наиболее важных мероприятий является ежеквартальный мониторинг хода реализации национальных проектов на территории республики, результаты которого в последующем становятся основой для проведения аудиторскими направлениями контрольных мероприятий.

В целом, у нас сложилось эффективное взаимодействие с региональным проектных офисом, объектами контроля, в части исполнения рекомендаций и предложений по результатам проведенных мероприятий. Важное значение имеет еженедельные заседания Координационного штаба под председательством Главы республики и Председателя Совета министров, с участием делегатов полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, Счетной палаты, органов исполнительной власти, местного самоуправления, в рамках которого в оперативном порядке принимаются решения по проблемным вопросам. Сегодня каждый видит обновления, которые происходят на территории республики – в совокупности мы получаем мультипликативный эффект во всех сферах жизнедеятельности, а следовательно и от нас ждут эффективную и слаженную работу на всех уровнях.

Надежда Тройнякова – начальник инспекции Счетной палаты. Прошла путь от инспектора до начальника инспекции.

«Отдыхать нам некогда. Счетная палата постоянно находится в центре событий. Даже в ходе таких контрольных мероприятий как внешняя проверка отчетов об исполнении высокодотационных бюджетов муниципальных образований осуществляется анализ процесса расходования межбюджетных трансфертов, поиск резервов повышения доходной части бюджета, формируются предложения для решения текущих проблем муниципалитетов. Выявленные проблемные аспекты остаются на контроле до полного их решения. Так, например, в 2017 году Счетной палатой проводилась проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования городской округ Керчь. В рамках мероприятия в том числе проанализирован вопрос использования средств субсидии из бюджета Республики Крым на реализацию мероприятий по реконструкции Большой и Малой (Константиновской) Митридатских лестниц.

Проверкой установлено, что работы по реконструкции ни в 2016, ни в 2017 году не выполнены. По результатам контрольного мероприятия должностное лицо привлечено к административной ответственности, в бюджет Республики Крым взысканы использованные с нарушением условий расходования межбюджетного трансферта средства в бесспорном порядке в размере 15 600,0 тыс. рублей.

После устранения замечаний и нарушений, с 2017 года и по настоящее время планомерно реализуются мероприятия по разработке научно-проектной документации и проведению производственных работ по сохранению объекта культурного наследия за счет средств бюджета Республики Крым на сумму более полумиллиарда рублей. Работы близятся к завершению, проводятся мероприятия по благоустройству прилегающей территории».

Александр Симак– инспектор Счетной палаты. Военный финансист, Полковник запаса.

«За время работы в Счётной палате Республики Крым я успел поучаствовать практически во всём спектре задач, поставленных перед органом внешнего независимого финансового контроля.

Это и контроль за исполнением бюджета республики, эффективностью и целесообразностью расходования государственных средств, и контроль за распоряжением государственной собственностью, и проведение экспертиз долгосрочных целевых программ и нормативных правовых актов бюджетного законодательства, и анализ отклонений показателей бюджета, результативности достижения целей социально-экономического развития Республики Крым.

Мой опыт работы в федеральных органах исполнительной власти как на уровне министерств и ведомств, так и в составе комиссий контрольно-надзорных служб позволяет выделить основное отличие в работе Счётной палаты от других контрольных органов – это глубокий подход к решению возложенных задач, обобщение выводов на основе всестороннего анализа и выработка предложений по эффективному использованию средств бюджета, которые представляются высшим должностным лицам республики для их реализации в процессе принятия решений».

Светлана Маримонова – главный инспектор Счетной палаты. Прошла путь от инспектора до главного инспектора.

«Наша инспекция контролирует такие сложные сферы как ЖКХ, строительство, транспорт, топливно-энергетический комплекс. Приятно, когда по результатам наших мероприятий, помимо устранения выявленных нарушений, принимаются эффективные решения и делаются добрые дела.

Так, например, в ходе одного из наших контрольных мероприятий, было установлено, что в городе Ялта, в процессе проектно-изыскательских работ по строительству 183-х квартирного дома для переселения граждан из аварийного жилья, возникла необходимость в строительстве инженерной защиты оснований, с привлечением немалых дополнительных финансовых вложений, не предусмотренных Программой. По причине отсутствия средств, исполнителем было принято решение проработать варианты альтернативного земельного участка под застройку, подходящего участка не нашли.

По результатам контрольного мероприятия проблема была озвучена и услышана. В настоящее время согласовано выделение дополнительного финансирования по этому объекту, дом будет построен и 183 семьи смогут переехать из аварийного жилья в новое».

Оксана Урсина – начальник инспекции оперативного контроля Счетной палаты. Опыт работы в органах внешнего финансового контроля – 20 лет.

«20-й год уже в контроле и с каждым годом результативней!

Счетная палата использует различные методы и подходы к определению рисков в экономике и оценке их уровней.

Система контроля все больше переходит от проведения контрольных мероприятий по изучению и анализу совокупности прошлых факторов, повлиявших на финансовый результат или результативность показателей, к одновременному или параллельному контролю и анализу рисков, на стадии планирования и в настоящее время.

Именно Счетная палата помогает определить, где и когда, какие необходимо принять меры в рамках конкретных процессов государственного управления, а также своевременно выявить факторы риска, повышающие вероятность негативных последствий, в том числе тех, которые могут привести к потерям или ущербу».

Ольга Германова – начальник инспекции правового обеспечения Счетной палаты. Прошла путь от главного инспектора до начальника инспекции.

«Кроме текущего и последующего контроля, Счетной палатой ежегодно проводятся мероприятия превентивной направленности, анализируются типичные ошибки, совершаемые объектами контроля. В рамках таких мероприятий формируется правовая позиция Счетной палаты по отдельным вопросам финансовой дисциплины, порядка управления и распоряжения государственной собственностью. Шесть лет долгой и упорной работы принесли ощутимые результаты. Необходимость повышения эффективности и прозрачности бюджетного процесса, достижения социально значимых целей, определенных государством и обществом, определяют динамику изменения бюджетного законодательства. Постоянно появляются новые требования в сфере управления государственными финансами. Несмотря на это, мы с удовлетворением отмечаем возросший уровень правовых знаний, уменьшающееся с каждым годом количество нарушений. Для нас это является сигналом того, что мы все делаем правильно».

О планах ведомства и обозримых перспективах спросили заместителя председателя Счетной палаты Алексея Тихомирова.

«Основными положительными показателями деятельности и целью на ближайшую перспективу является совершенствование качества планирования и качества исполнения каждого конкретного мероприятия, объекта: детского сада, школы, больницы, дороги, освещения…

Нами разработана Концепция деятельности на среднесрочную перспективу — до 2024 года, которой предусмотрено 12 ключевых ориентиров. Реализация данных ориентиров будет способствовать формированию и функционированию в Республике Крым эффективных структур и механизмов гражданского общества, общественным контролем за деятельностью государственных органов, антикоррупционной политикой и высоким доверием к институтам власти и проводимой политике, эффективностью государственного управления и местного самоуправления.

За минувшие 6 лет при реализации возложенных полномочий прослеживается повышение качества исполнительской дисциплины проверяемых объектов. Системные проверки на основе риск-ориентированного подхода, с учетом поступающих в рамках формирования плана деятельности предложений и поручений руководства Республики Крым, точечно вскрывают глобальные проблемы и системные нарушения при формировании и исполнении бюджета. Ежегодно нами проводится анализ таких нарушений и направляются рекомендации по их предотвращению исполнительным органам государственной власти.

Кроме того, нами выстроена четкая «вертикаль» взаимодействия с правоохранительными органами и прокуратурой, органами безопасности, результатами которого являются пресечение бюджетных правонарушений в Республике Крым и привлечение виновных лиц к ответственности.

Впереди нас ждет колоссальный объем работы по улучшению качества финансовой дисциплины и как итог – качества жизни. Убежден, что при активном сотрудничестве со всеми институтами власти и контрольно-надзорной деятельности мы выйдем на новые рубежи профессиональных свершений, внесем достойный вклад в развитие нашей Страны!»

26 ноября день рождения Сергея Валерьевича Аксёнова. Коллектив Счетной палаты с наилучшими пожеланиями поздравляет Главу Республики Крым с этим праздником!

 

Крымские известия 26.11.2020: КАЖДЫЙ БЮДЖЕТНЫЙ РУБЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИЗРАСХОДОВАН С МАКСИМАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ