Реализация в субъектах Российской Федерации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями

19 ноября на портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации проведен семинар в формате видеоконференции на тему: «Реализация в субъектах Российской Федерации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями» при участии аудиторов Счетной палаты Российской Федерации Сергея Штогрина и Светланы Орловой, заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Юрия Гордеева а также представителей контрольно-счетных органов всех 85 субъектов Российской Федерации. От Счетной палаты Республики Крым по поручению председателя Анатолия Заиченко в мероприятии приняли участие заместитель председателя Счетной палаты Алексей Тихомиров и аудиторы Светлана Гевчук и Ирина Мартынюк.

В рамках работы семинара рассмотрен опыт Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации по осуществлению проверок эффективности и целевого расходования средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С докладами выступили аудиторы Счетной палаты Российской Федерации Сергей Штогрин и Светлана Орлова, представители контрольно-счетных органов Московской, Самарской, Ленинградской и Иркутской областей, а также Краснодарского и Приморского краёв.

Практика реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и лиц из их числа при обеспечении жилыми помещениями на территории Республики Крым была представлена в ходе доклада заместителя председателя Счетной палаты Республики Крым Алексея Тихомирова.

Для Республики Крым рассматриваемая тема является особенно актуальной. Только после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации работа по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа стала носить системный характер.

Счетной палатой Республики Крым проводились мероприятия, в ходе которых рассмотрены отдельные вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и два тематических контрольных мероприятия: «Аудит эффективности использования средств бюджета Республики Крым выделенных на реализацию мероприятия «Субвенция бюджетам муниципальных образований на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» и «Проверка целевого и эффективного расходования средств бюджета Республики Крым на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан».

По результатам проведенных мероприятий установлен ряд системных проблем.

1. Выделяемые из бюджета Республики Крым средства являются недостаточными и не удовлетворяют в полной мере необходимую потребность в финансовых ресурсах для обеспечения жильем всех детей-сирот, включенных в списки.

Темпы обеспечения жилыми помещениями детей не соответствует темпам роста численности детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, что не позволяет Республике Крым сократить очередь по обеспечению их жилыми помещениями.

 2. Установлено, что фактическая стоимость квадратного метра общей площади приобретенных помещений в муниципальных образованиях Республики Крым значительно отличается. Так, стоимость 1 кв.м приобретенного жилья в городе Ялта составила 49 043,3 рубля, в то время как в Белогорском районе — 35 824,9 рублей.

Целесообразным является установление показателей предельной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения дифференцированно по муниципальным образованиям в зависимости от уровня фактически сложившихся рыночных цен.

3. Специалистами Счетной палаты Республики Крым было проведено анонимное анкетирование, которым охвачено 92 нанимателя жилых помещений по договорам найма, по результатам которого установлено, что средний срок ожидания предоставления жилого помещения по муниципальном образованиям Республики Крым составил более шести лет.

Средний возраст, в котором дети-сироты были обеспеченны жилыми помещениями по договорам найма на территории Республики Крым, составил 25 лет.

4. Счетной палатой осуществлены контрольные осмотры жилых помещений, приобретенных администрациями муниципальных образований и установлены факты приобретения помещения в неудовлетворительном состоянии, требующие если не капитального, то текущего ремонта.

В рамках контрольных мероприятий должностные лица администраций муниципальных образований часто привлекаются к административной ответственности, более того в отдельных случаях результаты проверок приобщаются к материалам уголовных дел.

5. Одной из основных проблем при приобретении жилых помещений также является отсутствие на рынке жилья объектов недвижимости, отвечающих необходимым требованиям. Вторичное жилье предлагается низкого качества, цены в ряде регионов Республики Крым значительно отличаются от показателей средней рыночной стоимости, утверждаемых Минстроем РФ. Таким образом, даже при наличии необходимого объема средств в бюджетах муниципальных образований осуществить закупку жилья для обеспечения нуждающихся является очень проблематичным.

Кроме того, физические лица — продавцы недвижимости не изъявляют желания участвовать в электронных аукционах для заключения муниципальных контрактов в силу сложности их процедуры. В ходе контрольных мероприятий установлено, что контракты заключаются по результатам несостоявшимися аукционов с единственными участниками. При этом стоимость жилья возрастает с учетом оплаты услуг посредников, которыми выступают сторонние организации.

С учетом вышеизложенного, целесообразным является расширение механизмов обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жильем. Важно сформировать дифференцированный подход, и в ряде случаев более оправдано осуществлять единовременную целевую выплату для приобретения жилого помещения гражданам из числа детей-сирот.

В целом сейчас используются различные виды жилищных сертификатов: материнский капитал, военная ипотека и другие. Применяемые механизмы продемонстрировали свою эффективность.

С введением жилищных сертификатов для детей-сирот будет решаться и проблема с задержками выдачи квартир. Многие из выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к моменту получения жилого помещения уже создают семьи, поэтому для них жилищный сертификат – это стартовая сумма для приобретения впоследствии жилья, отвечающего потребностям семьи. При этом необходимо учитывать, что условия должны быть жестко регламентированы, чтобы деньги сертификата не поступали на другие нужды кроме жиля.