В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: РИСКИ НЕИСПОЛНЕНИЯ ПЕРЕКРЫВАЮТСЯ ОПЫТОМ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

«Национальные проекты» — словосочетание, которое, пожалуй, сегодня звучит отовсюду: в Государственном Совете, Совете  министров, телевизионных и радио эфирах, от чиновников и блогеров, простых граждан, кому не безразлично будущее нашей страны. Поговорили о роли Счетной палаты Республики Крым в процессе реализации нацпроектов с председателем Анатолием Заиченко.

Анатолий Анатольевич, что же такое национальные проекты: будущее российской экономики и путь к социально-экономическому развитию или вынужденная мера?

Конечно это будущее экономики Российской Федерации. На пути ее развития первым этапом стал процесс реформирования бюджетного сектора, ознаменовавший переход к бюджетированию, ориентированному на результат, и в настоящее время – к проектному управлению. Национальные проекты представляют собой инструмент и механизм реализации национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, поставленные Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным по 12 стратегическим направлениям – это демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт, а также комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. То есть ключевые аспекты, затрагивающие жизнь каждого гражданина Российской Федерации.

В целом проектное управление характеризует эффективная структура разграничения ответственности и контроля за достижением результатов. Управление проектами – очередной важный этап формирования культуры управления в госорганах.

 

Расскажите о роли Счетной палаты в процессе реализации нацпроектов?

В Республике Крым в рамках 11 национальных реализуются 48 региональных проектов, на которые в целом только в этом году предусмотрено бюджетное финансирование в сумме 14 млрд 349 млн  руб. Это большие средства! Счетная палата, как орган внешнего финансового контроля непосредственно контролирует процесс реализации не только с точки зрения фактического исполнения бюджета, но и с точки зрения достижения намеченных показателей, достижения конкретного результата.

Так, на сегодняшний день уже завершены контрольные мероприятия в сфере реализации национальных проектов «Образование», «Культура», «Демография», с результатами которых можно ознакомиться на нашем сайте. Продолжается работа в рамках контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных в 2019 году на переоснащение сети региональных медицинских организаций, оказывающих помощь больным онкологическими заболеваниями (диспансеров/больниц) в рамках реализации регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями». Мы осуществляем ежеквартальный мониторинг хода реализации национальных проектов в республике, на завершающей стадии находится экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ реализации и освоения бюджетных средств по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019 году».

В качестве объектов контроля выступают не только Министерства, ответственные за реализацию проектов, но и казённые, и бюджетные учреждения, являющиеся непосредственными исполнителями мероприятий.

При этом, я всегда подчеркиваю, что главной целью наших мероприятий является выявление системных проблем и недостатков, которые влияют на эффективное и результативное использование бюджетных средств.

Так, например, в части организации процесса было установлено, что в качестве участников региональных проектов не указываются все субъекты, непосредственно осуществляющие мероприятия. Причем как на республиканском уровне, так и на уровне муниципалитетов. Это приводит к отсутствию полноценного взаимодействия между субъектами, функции контроля четко не установлены, ответственность размывается между исполнителями.

Большинство нарушений при организации закупок, или в ситуации, когда государственным или муниципальным заказчиком выступают учреждения, в штате которых отсутствуют специалисты, обладающие профессиональными знаниями, например, по оснащению объектов социальной инфраструктуры, приводят к рискам неэффективного расходования бюджетных средств.

Так например, при организации закупок для школы в Симферопольском районе не была обеспечена достаточная комплектация оборудования, необходимого для реализации образовательных программ, организации питания, медицинского обслуживания, утверждённого СанПиНами, что повлекло за собой в дальнейшем дополнительные расходы за счёт бюджета республики. При этом приобретены отдельные единицы оборудования и пособий, которые в учебном процессе общеобразовательной организации вряд ли будут использованы. Вопрос, как планировались такие расходы?

В ходе проверок также были выявлены случаи, когда приобретённое оборудование по тем или иным причинам не используется по назначению. Например, автомобиль более года не состоит на государственном учёте транспортных средств в связи с тем, что автомобиль такой комплектации может использоваться только определенными службами.

К сожалению, до сих пор иногда устанавливаются случаи, что в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, заказчики не исполняли в полной мере свои функции по применению мер ответственности в виде взыскания неустойки с недобросовестных поставщиков, подрядчиков.

 

Анатолий Анатольевич, можете ли Вы выделить причины и последствия по установленным нарушениям и недостаткам? Что дальше?

По практике Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов, результаты всех наших мероприятий в соответствии с соглашением о взаимодействии направляются в прокуратуру республики для правовой оценки. У нас в целом сформировались эффективные взаимоотношения с правоохранительными и надзорными органами не только по нашим мероприятиям, наши специалисты так же привлекаются в проверки органов внутренних дел, следственного комитета, прокуратуры. Общие системные проблемы мы прорабатываем совместно с Государственным Советом и органами исполнительной власти.

В целом проведённые контрольные и экспертно-аналитические мероприятия показали, что система организации мер по достижению национальных целей очень сложная и громоздкая. Для того, чтобы откорректировать одну позицию, необходимо внести изменения в три-четыре документа. И не всегда сами исполнители понимают систему в целом. Эти выводы подтверждены и на федеральном уровне Счетной палатой Российской Федерации. Алексей Леонидович Кудрин неоднократно подчеркивал, что система достижения наццелей требует доработки.

Кроме того, значительное влияние на достижение поставленных в этом году целей повлияла ситуация с пандемией. Уже за 9 месяцев 2020 года намечен ряд индикаторов, которые имеют высокий риск недостижения планового значения за 2020 год (17 показателей по Республике Крым). При этом, положительным аспектом является мобилизация усилий по реализации мероприятий несмотря на сложные обстоятельства. Так кассовое исполнение расходов на реализацию национальных проектов в Республике Крым за 9 месяцев 2020 года составило 44,84%, что на 11,63 процентных пункта больше чем в соответствующем периоде 2019 года.

30 октября Правительство представило Президенту обновленный план по достижению плановых значений показателей до 2030 года. Нам предстоит значительная работа по совершенствованию системы достижения наццелей. Уверен, что накопленный опыт этой работы всем поможет.

Какие меры сегодня проводятся в республике?

В республике организована значительная работа по осуществлению контроля за реализацией региональных проектов. Еженедельно проводятся заседания Координационного штаба по реализации мероприятий региональных проектов, в том числе под председательством Главы Сергея Валерьевича Аксёнова и Председателя Совета министров Юрия Михайловича Гоцанюка, с обязательным участием Главного федерального инспектора по Республике Крым аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Ушакова Александра Сергеевича, Счетной палаты Крыма. Контроль реализации каждого мероприятия осуществляется в постоянном режиме «он-лайн», в том числе путем выезда непосредственно на объекты. Работа регионального проектного офиса, в этом   году вышла на качественно новый уровень.

Мы отмечаем наличие конструктивного взаимодействия и так называемой «обратной связи» с органами исполнительной власти в части исполнения рекомендаций и предложений, направленных по результатам проводимых мероприятий. И, конечно, эффективное взаимодействие с Государственным Советом, знаю, что Владимир Андреевич уделяет особое внимание всем результатам нашей работы.

 

Хочу обратиться к читателям «Крымских известий»:

Ноябрь традиционно для Счетной палаты является месяцем начала планирования деятельности на следующий год. На нашем сайте можно найти соответствующий опрос, призываю всех небезразличных крымчан принять в нем участие. Сегодня на территории республики в рамках нацпроектов во всех уголках реализуется более 460 объектов. Каждый крымчанин уже сегодня видит обновления, которые происходят. И активное участие каждого гражданина в жизни республики, взаимодействие всех ветвей власти и гражданского общества позволит сделать наш Крым лучше!

КРЫМСКИЕ ИЗВЕСТИЯ 11.11.2020: В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: РИСКИ НЕИСПОЛНЕНИЯ ПЕРЕКРЫВАЮТСЯ ОПЫТОМ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ