ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕЩАНИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

29 декабря 2018 года под председательством Главы Республики Крым Сергея Аксёнова состоялось заседание постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Крым, в котором приняли участие Председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов, член Совета Федерации Ольга Ковитиди, руководители правоохранительных органов и другие.

В работе заседания также участвовали председатель Счетной палаты Республики Крым Анатолий Заиченко и начальник инспекции правового обеспечения Людмила Широносова.

Открывая мероприятие, Сергей Аксёнов отметил, что правоохранительные органы будут в полной мере обеспечивать соблюдение правопорядка в течение новогодних праздников.

В ходе заседания Анатолий Заиченко сообщил, что за период своей деятельности Счетной палатой проведено 453 мероприятия по осуществлению внешнего государственного финансового контроля, в том числе: 92 контрольных мероприятия, 153 тематических экспертно-аналитических мероприятия, 208 экспертиз нормативных правовых актов Республики Крым, по результатам которых составлен 431 акт и 424 заключения. Всего финансовым контролем охвачено 734 объекта, общий объем проверенных средств составил 227 129,2 млн руб. В целом отмечается динамика увеличения охвата проверенных средств по годам от 48 090,4 млн руб. в 2015 году до 122 410,1 млн руб. в 2017 году.

За период 2015 года – 1 декабря 2018 года в рамках полномочий
контрольно-счетных органов муниципальных образований Республики Крым проведено 904 контрольных и 6724 экспертно-аналитических мероприятий (в том числе экспертиза нормативных правовых актов), по результатам которых установлено нарушений и недостатков на общую сумму 3 619 668,966 тыс. руб.

В текущем году Счетной палатой проведено 31 контрольное и 83 экспертно-аналитических мероприятий.

По результатам проведенных мероприятий установлено нарушений и недостатков действующего бюджетного законодательства на общую сумму 15 949,8 млн руб., из них в 2017 году — 7 747,6 млн руб., 9 месяцев 2018 года – 8 202,2 млн руб.

В структуре выявленных нарушений и недостатков за истекший период 2018 года наибольший удельный вес занимают нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности 69,8%, нарушения при формировании и исполнении бюджетов 15,9%, нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц 5,7%, неэффективное использование бюджетных средств 5,4%. Следует отметить, что доля неэффективных расходов в динамике по годам имеет тенденцию к сокращению.

С целью принятия мер и устранения выявленных нарушений и недостатков объектам контроля направлено 142 предписания, 33 представления, в отношение 2 объектов контроля в финансовый орган были направлены уведомления о применении бюджетных мер принуждения, составлено 26 протоколов об административных правонарушениях.

Объектами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий проводится работа по устранению нарушений и недостатков при этом, из 228 млрд руб. выявленных нарушений на контроле Счетной палаты остается 82 млн руб.

В целях выявления, пресечения и предупреждения правонарушений в финансово-бюджетной сфере, а также обеспечения исполнения требований законодательства в процессе использования государственной собственности Республики Крым осуществляется активное взаимодействие с прокуратурой Республики Крым, а также иными правоохранительными органами, в том числе с Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым, территориальными органами МВД и органами государственной безопасности.

В соответствии с соглашением о взаимодействии между Счетной палатой и прокуратурой Республики Крым отчеты по результатам контрольных мероприятий направляются в прокуратуру республики для рассмотрения и принятия мер прокурорского реагирования. В целом за период 2015-2017 годов Счетной палатой было направлено 63 материала, по результатам рассмотрения которых возбуждено 13 уголовных дел, внесено 30 представлений и 3 протеста по фактам нарушений законодательства.

Значимой областью деятельности Счетной палаты является участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.

Распоряжением прокуратуры Республики Крым от 18.07.2018 № 173/86р в состав межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции на территории Республики Крым включен Председатель Счетной палаты.

На основании обращений Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Крым, прокуратуры Республики Крым в 2015-2017 годах сотрудники Счетной палаты принимали участие в качестве привлекаемых специалистов в пятнадцати проверочных мероприятиях.

В целом отмечается положительная динамика статистических показателей о результатах рассмотрения органами прокуратуры и следственными органами материалов контрольной деятельности Счетной палаты, что свидетельствует о повышении эффективности межведомственного взаимодействия по противодействию правонарушений, в том числе коррупционных, в финансово-бюджетной сфере.

Важнейшим элементом организации эффективного внешнего государственного финансового контроля является взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти региона. Так, 5 декабря текущего года в Государственном Совете Республики Крым, по поручению Председателя Парламента, его первым заместителем, главой Комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Ефима Фикса состоялось рабочее совещание по вопросу повышения эффективности деятельности контрольно-счетных органов при участии Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, прокуратуры, руководителей муниципальных образований и председателей счетных палат муниципальных образований республики. На проведенном совещании подробно раскрывались вопросы несовершенства определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отсутствие или некачественный строительный контроль зачастую приводящий к оплате фактически невыполненных подрядчиками объемов работ и неэффективным, неправомерным расходам бюджетных средств. Отмечалось отсутствие у контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в силу Закона № 6-ФЗ полномочий по осуществлению контрольных действий в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц в части соблюдения ими условий государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов.

В 2018 году членами Совета Федерации представлен на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации законопроект о внесении изменений в статью 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (полномочия контрольно-счетных органов), в целях приведения ее в соответствие со статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей в качестве объектов государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (подрядчиков, субподрядчиков и т.д.)

В 2018 году по итогам проведенного анализа законности и эффективности заключения и исполнения контрактов (договоров) в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года» установлено, что основными причинами нереализации или несвоевременной реализации мероприятий ФЦП являются:

  1. неисполнение сторонами условий государственных контрактов на выполнение проектно-изыскательских работ в установленные сроки;
  2. необходимость корректировки проектно-сметной документации и проведение повторной экспертизы ПСД в ФАУ «Главгосэкспертиза России»;
  3. сжатые сроки строительства, расторжение Госконтрактов на выполнение строительно-монтажных работ;
  4. низкие темпы строительства в связи с недостаточной организацией производства работ;
  5. непредоставление актов выполненных работ подрядчиками;
  6. необходимость дофинансирования объектов и проведения закупок на остаточные работы, образовавшиеся по результатам повторной экспертизы, а также отсутствие действенного строительного контроля со стороны заказчика.

Выявлены следующие нарушения и недостатки:

  • Госконтрактами не предусмотрена ответственность за несоблюдение графика освоения авансовых средств и не урегулированы вопросы: осуществления Заказчиком оплаты промежуточных платежей за выполненные работы в зависимости от состояния (уровня, объема) выполнения подрядчиком графиков освоения авансовых средств; отсутствует требование по возврату авансового платежа в случае его неосвоения или освоения с нарушением утвержденного Графика.
  • В ходе проведения контрольных обмеров (осмотра) видимых конструкций выборочным методом по трем объектам установлены нарушения и недостатки при выполнении строительно-монтажных работ на сумму 31 228,77 тыс. руб.:

— «Строительство дошкольной образовательной организации на 350 мест пос. Новофедоровка Сакского района» — 27 534,3 тыс. руб.;

— «Строительство общеобразовательной школы в микрорайоне Челноковского массива в г. Феодосия на 800 мест» — 1 749,6 тыс. руб.;

— «Строительство дошкольной образовательной организации на 260 мест в м-р. «Белое-2» в г. Симферополе» — 1 944,87 тыс. руб.

  • По объекту «Строительство дошкольной образовательной организации на 260 мест в м-р. «Белое-2» в г. Симферополе» определена расчетная сумма неправомерно оплаченной Службой капитального строительства Республики Крым стоимости оборудования в размере 47 022,42 тыс. руб., относительно стоимости, установленной в проектной документации, с учетом которой был заключен Госконтракт на выполнение строительно-монтажных работ.
  • Увеличение сметной стоимости строительства данного объекта после корректировки проектной документации в целом на сумму 42 084,11 тыс. руб., или на 16,6% от первоначальной стоимости, сложилось именно за счет роста в 3,4 раза стоимости оборудования, включая технологическое оборудование (не требующее установки в период проведения СМР и ввода в эксплуатацию) и роста стоимости прочих затрат на 29,7% при незначительном снижении расходов на СМР на 4,5%.

В ходе заседания Коллегии Счетной палаты 13.12.2018 до сведения инспекторского состава была доведена информация о необходимости усиления внешнего государственного финансового контроля в сфере реализации в Республике Крым федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года» и Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-601, 606 и от 7 мая 2018 года № 204 и даны соответствующие протокольные поручения.

Аудиторам и начальникам инспекций Счетной палаты поручено обязательное рассмотрение вышеуказанных вопросов в ходе проведения каждого контрольного и экспертно-аналитического мероприятия в 2019 году.

В проект плана деятельности Счетной палаты Республики Крым на 2019 год включены отдельные мероприятия по проверке целевого и эффективного расходования бюджетных средств в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года», а также мониторинг хода реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-601, 606 и от 7 мая 2018 года № 204 в Республике Крым.

В качестве превентивной меры по недопущению объектами контроля нарушений бюджетного и иного законодательства, а также повышения профессионального уровня по соблюдению финансовой дисциплины, Счетной палатой запланировано проведение в 2019 году экспертно-аналитического мероприятия по анализу выявленных нарушений в предыдущие периоды, результаты которого будут направлены в адрес всех главных распорядителей средств бюджета Республики Крым.

Согласно планов работы, начиная с 2017 года Счетной палатой проводятся проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований Республики Крым в соответствии с требованиями статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Всего контролем охвачены 74 муниципальных образования из 103 выскодотационных регионов.

Общая степень охвата внешней проверкой годовых отчетов об исполнении местных бюджетов за 2017 год составляет 77,8%. Безусловный объем осуществления внешнего муниципального финансового контроля на местах ввиду невозможности создания контрольно-счетных органов поселений должен осуществляться путем передачи полномочий в осуществлении финансового контроля районным контрольно-счетным органам. По отдельным муниципальным образованиям до сих пор не заключены соглашения о передаче полномочий в осуществлении внешней проверки.

На сегодняшний день Счетная палата, как и контрольно-счетные органы муниципальных образований республики, испытывает объективные сложности, связанные с оптимальной штатной численностью сотрудников, необходимой для качественного осуществления внешнего государственного финансового контроля.

Следует отметить, что усредненный показатель по соотношению расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации в Южном федеральном округе со штатной численностью контрольно-счетных органов составляет 1 867 344,167 тыс. руб. на одну штатную единицу. Соответствующие соотношение по Республике Крым составляет 3 156 245,405 тыс. руб. на одну штатную единицу, что превышает средний показатель по Южному федеральному округу более чем в 1,69 раза и является худшим значением по ЮФО.

В Счетной палате, в части противодействия коррупции, пристальное внимание уделяется формированию кадрового состава не только с позиции профессиональных знаний, но и высокой гражданской ответственности.  Проводятся мероприятия по противодействию коррупции, не являющиеся ординарными, такие как личные беседы руководящего состава Счетной палаты с сотрудниками с занесением информации в Лист учета учебно-воспитательных и методических бесед в личное дело сотрудника, а также добровольное психофизиологическое исследование с использованием полиграфа и тестирование на определение интеллектуального потенциала.

В качестве положительного результата внутренних мероприятий по противодействию коррупции отмечаю отсутствие случаев привлечения бывших и настоящих сотрудников к административной и уголовной ответственности по фактам совершения правонарушений и преступлений коррупционного характера.

Положительной тенденцией в текущем году отмечаю проведение совместных контрольных мероприятий со Счетной палатой РФ, в том числе по проверке отчета об исполнении бюджета республики за 2017 год, а также выводы старших коллег о высоком уровне взаимодействия.