ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ИТОГАХ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРОВЕРКА ЦЕЛЕВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ В 2021 ГОДУ И ИСТЕКШЕМ ПЕРИОДЕ 2022 ГОДА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЧИСТАЯ СТРАНА» НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЭКОЛОГИЯ»
В соответствии с пунктом 1.2 Плана деятельности Счетной палаты Республики Крым на 2022 год, утвержденного постановлением Коллегии Счетной палаты Республики Крым от 30.12.2021 № 82-2/21, распоряжение Счетной палаты Республики Крым от 11.01.2022 № 3-р проведено контрольное мероприятие: «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2021 году и истекшем периоде 2022 года на реализацию федерального проекта «Чистая страна» на территории Республики Крым в рамках национального проекта «Экология».
Объекты контрольного мероприятия: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее – Минприроды Крыма, Министерство); Администрация города Белогорск Белогорского района Республики Крым (далее – администрация г. Белогорск); Администрация города Судака Республики Крым (далее –администрация г. Судака).
По результатам контрольного мероприятия установлено следующее.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 24.07.2015 № 431 утверждена Генеральная схема санитарной очистки территории Республики Крым, согласно которой подлежат закрытию 19 полигонов твердых бытовых отходов.
На сегодняшний момент в рамках федерального проекта «Чистая страна» на территории Республики Крым ведутся работы по ликвидации двух полигонов ТБО – в городах Белогорск и Судак.
17 полигонов ТБО в границах муниципальных образований Республики Крым федеральным проектом «Чистая страна» не охвачены, в результате чего существует риск недостижения цели, поставленной Указом Президента Российской Федерации № 204.
В проверяемом периоде заключены два соглашения:
1. Соглашение от 11.02.2019 № 051 2019-G10030-1 о реализации регионального проекта «Чистая страна (Республика Крым)» на территории Республики Крым, в котором показатели, срок достижение которых, установлен на 2024 год, а именно:
— «Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов» установлен в количестве 32,88 тыс. человек на 2024 год;
— «Количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов» – в количестве 2 шт. на 2024 год;
— «Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде (справочно)» – в количестве 15,1 га на 2024 год.
2. Соглашение от 23.12.2020 № 051-09-2021-007, предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2021 — 2023 годах бюджету Республики Крым субсидии на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология».
В соответствии с Соглашением общий размер Субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Республики Крым, с 2021 по 2024 год составляет – 994, 7 млн рублей.
Проверкой установлено, что общий объем ресурсного обеспечения Основного мероприятия 7.6, предусмотренный Государственной программой Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым», утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 22.11.2017 № 619, не соответствует общему размеру Субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Республики Крым в соответствии с Соглашением, на общую сумму 98,1 млн рублей.
Общий размер Субсидии, подлежащей предоставлению в 2021 — 2022 годах составил 985,3 млн рублей.
Согласно Отчету о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, за 2021 год и январь 2022 года кассовые расходы составили в сумме 433,6 млн рублей.
В проверяемом периоде Минприроды Крыма заключено два соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований городов Белогорск и Судак.
Общий объем бюджетных ассигнований в соответствии с Соглашениями составляет 1млрд 47 млн рублей.
Сумма средств Субсидии, перечисленных администрациям указанных городов, составляет 433,6 млн рублей.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что Минприроды Крыма контроль за исполнением условий соглашений не осуществляло.
Счетная палата Республики Крым отмечает, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта стоимость рекультивации 1 га объекта размещения ТКО на территории Республики Крым (г. Белогорск, г. Судак) существенно отличается, что, в свою очередь, может свидетельствовать о некачественном формировании проектно-сметной документации по объектам рекультивации.
Так, начальная (максимальная) цена контракта рекультивации 1 га объекта размещения ТКО в г. Белогорск составила — 23,6 млн рублей (95 572,68 тыс. рублей: 4,055 га), рекультивации объекта размещения ТКО г. Судак – 94,1 млн рублей (1 032 721,03 тыс. рублей : 10,98 га).
В ходе проверки исполнения муниципальных контрактов по рекультивации объектов размещения ТКО в г. Белогорск, г. Судака Республики Крым выявлены нарушения в части: оформления исполнительной документации по выполненным работам, работы выполнены с отклонением от графиков производства работ и технологических процессов, установлены факты завышения стоимости материалов, накладных расходов и сметной прибыли Подрядчика, часть выполненных работ не предусмотрена проектно-сметной документацией, выданный аванс в сумме 9,1 млн рублей не зачтен в счет оплаты выполненных работ по ТКО города Белогорск.
Так, по результатам контрольного мероприятия установлено:
— неэффективное расходование средств субсидии на общую сумму 53 млн рублей (по г. Белогорску 16,5 млн рублей, по г. Судаку 36,5 млн рублей) в результате превышения средних рыночных цен на материалы включенных в акты выполненных работ, и превышения цен на материалы, указанных в универсальных передаточных документах поставщиков.
— завышена стоимость выполненных работ по объекту в г. Белогорск на общую сумму 3,3 млн рублей, которая подлежит возврату в бюджет Республики Крым.
Счетной палатой произведен расчет штрафных санкций в отношении Подрядчиков, допустивших неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальными контрактами на общую сумму 760,00 тыс. рублей. В июне текущего года Подрядчиком перечислены администрации г. Судака денежные средства в размере 600 тыс. рублей.
Счетная палата Республики Крым отмечает, что выявленные нарушения и замечания по объекту ТКО в г. Белогорск свидетельствуют о формальном подходе осуществления строительного контроля в рамках заключенного муниципального контракта, что сопряжено с коррупционными рисками. Произведен расчет штрафных санкций в отношении исполнителя, осуществлявшего строительный контроль, допустившего неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контактом, на общую сумму 27, 00 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что в 2021 году Минприроды Крыма внутренний финансовый аудит не проводился, в связи с чем соответствующие бюджетные полномочия, предусмотренные статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не реализованы.
Коллегией Счетной палаты Республики Крым по результатам рассмотрения отчета о результатах контрольного мероприятия принято решение (постановление от 22.06.2022 № 31-1/22) о направлении отчета о результатах контрольного мероприятия в адрес: Главы Республики Крым, Государственного Совета Республики Крым, Совета министров Республики Крым, прокуратуры Республики Крым.
Для рассмотрения, принятия мер реагирования и последующего контроля направлено информационное письмо в адрес министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым.
В адрес Администраций городов Судак и Белогорск – представления с рекомендациями об устранении выявленных нарушений и недостатков, информационные письма в превентивных целях, а также для учета в работе.