ОБ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ, ИНВЕСТИЦИОННОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ

21 ноября 2024 года под председательством Виноградовой О.М.  состоялось заседание Комитета Государственного Совета Республики Крым по экономической, бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политике, в котором по поручению председателя Счетной палаты Республики Крым приняли участие заместитель председателя Счетной палаты Ларионова И.П., аудиторы Плакида В.Т. и Гевчук С.Н.

На заседании Комитета были рассмотрено семь вопросов, главными из которых являлись проекты законов Республики Крым «О бюджете Республики Крым на 2025 год и на плановый период 2026 и 2026 годов» и «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов», внесенные Главой Республики Крым Аксёновым С.В.

Кроме того, депутатами были рассмотрены и поддержаны проекты законов Республики Крым:

— «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов;

— «Об установлении на территории Республики Крым понижающего коэффициента в целях налогообложения доходов физических лиц от продажи объектов недвижимого имущества»;

— «О внесении изменений в Законы Республики Крым «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым»;

— «О налоге на игорный бизнес»;

В ходе заседания Комитета первый заместитель министра финансов Республики Крым Шеряко Д.И. выступил с докладом об основных параметрах проекта республиканского бюджета на 2025 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, предусмотренных к утверждению в первом чтении.

Прогнозируется на 2025 год общий объем доходов – 220,4 млрд рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы в сумме 94,4 млрд рублей, безвозмездные поступления в сумме 126,0 млрд рублей; общий объем расходов  — в сумме 224,3 млрд рублей; дефицит – 3,9 млрд рублей; верхний предел государственного долга на 1 января 2026 года – 10,4 млрд рублей; остатки средств бюджета на 1 января 2025 года – 4,3 млрд рублей.

— на 2026 год общий объем доходов составит 213,5 млрд рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы – 96,0 млрд рублей, безвозмездные поступления – 117,5 млрд рублей, общий объем расходов – 216,9 млрд рублей, в том числе: условно утвержденные расходы – 7,1 млрд рублей; дефицит – 3,3 млрд рублей; верхний предел государственного долга на 1 января 2027 года – 9,3 млрд рублей.

— на 2027 год общий объем доходов составит 197,6 млрд рублей, в том числе: налоговые и неналоговые поступления – 101,5 млрд рублей,     безвозмездные поступления в сумме – 96,1 млрд рублей; общий объем расходов —  200,9 млрд рублей, в том числе условно утвержденные расходы – 9,5 млрд рублей; дефицит – 3,3 млрд рублей; верхний предел государственного долга на 1 января 2028 года – 8,2 млрд рублей.

Законопроектом запланировано ежегодное увеличение поступлений по налоговым и неналоговым доходам в 2025 году на 17,2% от утвержденных показателей на 2024 год, в 2026 году на 1,8% от планового объема 2025 года, в 2027 году — на 5,7% от планового объема 2026 года. В сравнении с 2014 годом объём собственных доходов увеличен в восемь раз.

Заместитель министра экономического развития Ткаченко А.Н. сообщил, что на реализацию объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта в рамках Республиканской адресной инвестиционной программы и Плана капитального ремонта Республики Крым запланировано более 21,0 млрд. рублей. Из них на 2025 год предусмотрено 17,81 млрд. рублей, что на 55% больше, чем в 2024 году.

С докладом о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Экспертиза проекта закона Республики Крым «О бюджете Республики Крым на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» выступила аудитор Счетной палаты Республики Крым Гевчук С.Н. По результатам проведенной экспертизы аудитор проинформировала парламентариев о том, что Законопроект одобрен распоряжением Совета министров, и внесен на рассмотрение в Государственный Совет Республики Крым 31.10.2024, то есть с соблюдением срока (не позднее 1 ноября текущего года), установленного статьей 33 Закона о бюджетном процессе в Республике Крым.

Документы и материалы, представленные одновременно с Законопроектом, по своему составу и содержанию соответствуют требованиям ст. 184.2 Бюджетного кодекса РФ и ст. 32 Закона о бюджетном процессе в Республике Крым. Кроме того, в составе материалов представлено письмо Министерства финансов России, согласно которому основные параметры бюджета Республики Крым согласованы с учетом рекомендаций.

Анализом показателей прогноза социально-экономического развития Республики Крым, его влияния на формирование показателей при составлении  Законопроекта установлено, что макроэкономические показатели развития республики в текущем году свидетельствуют о достаточной устойчивости экономики.

В прогнозе социально-экономического развития Республики Крым на 2025 год оценка факторов и ограничений экономического роста по большей части учитывает мероприятия, направленные на поддержку занятости населения, функционирования реального сектора, системообразующих предприятий, жилищно-коммунального хозяйства, предпринимательства, меры по стабилизации ценовой ситуации, а также выделены основные риски и системные проблемы социально-экономического развития республики в среднесрочном периоде.

Гевчук С.Н. обратила внимание членов Комитета на плановые показатели финансового обеспечения государственных программ Республики Крым. Проект бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов сформирован в программной структуре расходов на основании 28 государственных программ Республики Крым.

В основу формирования бюджета легли все реализующиеся в 2024 году Госпрограммы и Государственная программа Республики Крым «Социально-экономическое развитие Республики Крым», исполнение которой начнется с 01 января 2025 года.

К Законопроекту представлены проекты паспортов по всем 28 Госпрограммам, предусмотренных Перечнем Госпрограмм на 2025 год.

В соответствии с Законопроектом, ресурсное обеспечение госпрограмм на 2025 год составляет в общей сумме 210,9 млрд рублей или 94,1% от общей суммы расходов бюджета, на 2026 год – 200,9 млрд рублей или 96,0%, на 2027 год – 183,3 млрд рублей или 96,0%. Следует отметить, что в соответствии с Программой оздоровления государственных финансов Республики Крым на 2018-2026 годы предусмотрено мероприятие «Обеспечение показателя доли расходов бюджета Республики Крым, формируемых в рамках государственных программ Республики Крым, в общем объеме республиканского бюджета в текущем финансовом году» с ожидаемым результатом в 2026-2027 годах не менее 95,0% ежегодно.

Анализ ресурсного обеспечения в общих программных расходах бюджета Республики Крым на 2025 год показал, что по 23 госпрограммам общий удельный вес ресурсного обеспечения составляет 16,7%, а по 5 госпрограммам – 83,3% (Государственная программа Республики Крым «Социально-экономическое развитие Республики Крым» – 32,7%, Государственная программа Республики Крым «Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым» – 7,5%, Государственная программа развития образования в Республике Крым – 19,7%, Государственная программа Республики Крым «Социальная поддержка граждан Республики Крым» — 8,2%, Государственная программа развития здравоохранения в Республике Крым – 15,2%).

Планируемые программные расходы в соответствии с Законопроектом в 2025 году на 5,2 %, в 2026 году на 2,9 %, в 2027 году на 2,6 % больше заявленной потребности в соответствии с проектами паспортов госпрограмм.

Предусмотренные проектами паспортов расходы на 2025 год соответствуют Законопроекту по Госпрограммам: «Социально-экономическое развитие Республики Крым», «Развитие промышленного комплекса», «Доступная среда», Развития курортов и туризма, «Обеспечение защиты прав потребителей и развития торговой деятельности», «Реализация государственной молодежной политики в Республике Крым», по остальным Госпрограммам предусмотренные в паспортах расходы либо превышают расходы либо занижены, относительно указанных в Законопроекте.

Отмечаются структурные диспропорции в планировании программных расходов бюджета Республики Крым.

Бюджетные ассигнования на осуществление непрограммных направлений деятельности предусмотрены по 11 направлениям на 2025 год в сумме 13,3 млрд рублей, на 2026 год – 15,9 млрд рублей (включая условно утвержденные расходы в сумме 7,1 млрд рублей), на 2027 год – 17,6 млрд рублей (включая условно утвержденные расходы в сумме 9,5 млрд рублей).

Счетная палата Республики Крым отмечает, что Законопроект сформирован на основе базового варианта Прогноза социально-экономического развития.

В целом проект республиканского бюджета по доходам и расходам структурно сбалансирован, с учетом достижения показателей прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2025-2027 годы, обеспечения устойчивого наращивания темпов производства предприятиями основных отраслей экономики и улучшения ими расчетов с бюджетом, а также продолжения работы, направленной на снижение накопившейся задолженности в бюджет.

Законопроект соответствует нормам действующего бюджетного законодательства и может быть рассмотрен на заседании Государственного Совета Республики в первом чтении.

По итогам экспертизы Счетной палатой Республики Крым даны предложения и рекомендации всем участникам бюджетного процесса Республики Крым.

На Комитете был заслушан доклад директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым Карпеева А.Ю. о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, и о внесении изменений в Закон Республики Крым «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета ТФОМС в 2025 году составит 41,4 млрд рублей, в 2026 году – 44,6 млрд рублей, в 2027 году – 47,7 млрд рублей. Страховые взносы на ОМС неработающего населения Республики Крым в 2025 году составят 12 657,8 млн рублей. Удельный вес страховых взносов Республики Крым на ОМС неработающего населения в общем объеме субвенции в 2025 году составит 31,4 %.

Счетная палата по результатам экспертизы проекта закона Республики Крым о бюджете фонда ТФОМС отмечает, что бюджет ТФОМС РК на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, предлагаемый Законопроектом, сбалансирован, и является бездефицитным. Законопроект сформирован в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Вносимые Законопроектом изменения в бюджет ТФОМС 2024 года имеют достаточное финансово-экономическое обоснование, и не повлекут за собой необходимости изменений в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Крым на 2024 год, и на плановый период 2025 и 2026 годов.