По поручению председателя Счетной палаты Республики Крым, аудитор Счетной палаты Республики Крым принял участие в очередном заседании Комитета Государственного Совета Республики Крым по аграрной политике, экологии и природным ресурсам.
Аудитор Счетной палаты Республики Крым Светлана Гевчук 25 декабря 2018 года по поручению председателя Счетной палаты Республики Крым, приняла участие в заседании Комитета Государственного Совета Республики Крым по аграрной политике, экологии и природным ресурсам.
В ходе заседания заслушена информация Министерства сельского хозяйства Республики Крым:
— о реализации Государственной программы Республики Крым «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2015-2020 годы».
Из доклада заместителя министра сельского хозяйства Республики Крым Зарединова А.Н. следует, что Государственная программа Республики Крым на 2019 год и плановый период 2020 года сформирована с учетом реализации национальных целей и ключевых приоритетов на период до 2024 года, заданных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 24 «О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы государственная поддержка на 2018 год составила 2 249,9 млн. руб., в том числе из федерального бюджета – 1 876,3 млн руб., из республиканского бюджета – 373,6 млн. руб.
В текущем году финансовая помощь оказывалась по следующим Подпрограммам:
- Развитие отраслей агропромышленного комплекса – 1 652,6 млн. руб. (плановое освоение 100%), в том числе:
— Оказание несвязанной поддержки в области растениеводства –
175,2 млн. руб.;
— Повышение продуктивности в молочном скотоводстве – 29,1 млн. руб.;
— Возмещение затрат на энергоносители для производства овощей защищенного грунта – 30,4 млн. руб.;
— Развитие подотраслей растениеводства – 843,5 млн. руб.;
— Развитие подотраслей животноводства – 295,3 млн. руб.;
— Развитие малых форм хозяйствования – 279,1 млн. руб.
- Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе – 68,7 млн. руб. (плановое освоение 97% в связи с отсутствием заявок от сельхозтоваропроизводителей);
- Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» –
21,3 млн. руб. (плановое освоение 94,5% в результате экономии на торгах), которая включает в себя следующие мероприятия:
— улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности 12,8 млн. руб.;
— развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности 5,8 млн. руб.;
— грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности 2,7 млн. руб.
- Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым – 205,1 млн. руб. (плановое освоение 100%);
- Развитие рыбохозяйственного комплекса – 18,7 млн. руб. (освоение 100%);
На мероприятия по обеспечению реализации Государственной программы предусмотрено 283,4 млн. руб., в том числе на поддержку и развитие кадрового потенциала АПК – 22,3 млн. рублей.
По второму вопросу повестки дня заседания Комитета- Илаев Г.А. представитель Крымского представительства Фонда содействия инновациям проинформировал об инновационных подходах к решению экологических проблем Крымского региона.
С 2019 года Республика Крым наравне со всеми субъектами РФ должна будет приступить к реализации Национального проекта «Экология». Национальный проект «Экология» включает в себя национальные цели и стратегические задачи экологического развития России до 2024 года. Глобальная цель нацпроекта — изменить к 2024 году воздействие на окружающую среду.
Нацпроект «Экология» предполагает десять направлений, по которым к 2024 году должны произойти существенные изменения. По каждому из направлений предполагается разработка 11 федеральных проектов.
В Республике Крым, как и в других субъектах Федерации, должны быть разработаны паспорта региональной составляющей всех 11 федеральных проектов.
Илаев Г.А. акцентировал внимание на рассмотрении задач, формулируемым только одним федеральным проектом «Комплексная система обращения с ТКО».
Главной целью этого проекта — стандартизировать услугу по обращению Твердо Коммунальных Отходов (далее -ТКО), повысить ее качество, предотвратить несанкционированные свалки, улучшить экологическую ситуацию. Ни для кого не секрет, что сложившаяся практика обращения с ТКО во многих районах страны привела к образованию огромного количества свалок, бороться с которыми стало практически невозможно.
Кроме того, по требованию федерального законодательства, появился еще и такой пункт, как обработка ТКО. Захоранивать вторичное сырье – а это лом и отходы металлов, бумага и картон, шины, полимеры и стекло – теперь нельзя. Все эти отходы должны сортироваться и отправляться на переработку. Обработка отходов – это не только извлечение полезного, но и отбор опасного, т.е. тех отходов, которые, по сути, не являются коммунальными, но все равно попадают в обычные контейнеры. Речь идет, к примеру, о батарейках или флуоресцентных лампах, которые, разлагаясь, серьезно загрязняют окружающую среду.
Национальный проект «Экология», который реализуется в рамках майских указов Президента России Владимира Путина, предполагает, что к 2024 году на переработку должно направляться не менее 60% ТКО.
Перед регионом выстраивается комплекс задач:
— организация эффективного сбора ТКО, в том числе увеличение доли раздельного сбора;
— обеспечение повышения доли сортируемых ТКО до 60% к 2024 году;
— организация переработки — повторного использования вторичных ресурсов, полученных в процессе сортировки ТКО;
— обеспечение высокоэффективной утилизации оставшихся после сортировки ТКО – так называемых «хвостов».
Следует отметить, что ответы на многие перечисленные задачи можно найти в разработанной Минпромторгом России и утверждённой Распоряжением Председателя Правительства РФ № 84-р от 28 января 2018 года «Стратегии развития промышленности по переработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года», в котором изложены подробные планы создания необходимой инфраструктуры по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.
Также, Илаев Г.А. проинформировал об одном из краеугольных элементов новой системы обращения с ТКО — «Экотехнопарк».
Экотехнопарк — объединенный энергетическими и взаимозависимыми материально-сырьевыми потоками и связями комплекс объектов, включающий в себя здания и сооружения, технологическое и лабораторное оборудование, используемые в деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, обеспечивающий их непрерывную переработку и производство на их основе промышленной продукции, а также осуществление научной, исследовательской и/или образовательной деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Создание в Республике Крым Экотехнопарка позволило бы достичь снижения экологического ущерба посредством создания эффективной региональной системы переработки отходов с последующим производством продукции (энергии), а также стимулирование развития отходоперерабатывающей отрасли в Крыму и Севастополе.
В состав Экотехнопарка наряду с региональным оператором по обращению с ТКО должны также входить объекты индустрии, полигоны ТКО и промышленных отходов, предприятия по переработке и повторному использованию ресурсов, производители технологического оборудования, научно-исследовательские институты и инжиниринговые центры, разрабатывающие и адаптирующие наилучшие доступные технологии, обучающие центры и выставочные площадки природоохранного направления, центр сертификации и деловые центры.
Важная роль в Экотехнопарке отводится процессу подбора и адаптации наилучших доступных технологий, обеспечивающих нивелирование негативного техногенного и антропогенного воздействия на окружающую среду, к региональным особенностям Республики Крым.
Для успешного выполнения этой функциональной задачи необходимо сформировать эффективную региональную инновационную инфраструктуру, что является основной целью Крымского представительства Фонда содействия инновациям и может стать предметом дальнейшей совместной деятельности.