Заместитель председателя Счетной палаты Республики Крым принял участие в семинаре-совещании руководителей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления внешнего государственного финансового контроля за ходом реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов»
7-8 июня в городе Тамбов прошел семинар-совещание руководителей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации на тему «Особенности осуществления внешнего государственного финансового контроля за ходом реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов». В семинаре-совещании приняли участие председатель Тамбовской областной Думы Евгений Матушкин, первый заместитель главы администрации, руководитель аппарата главы администрации Тамбовской области Олег Иванов, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Сергей Агапцов, начальник отдела по взаимодействию с контрольно-счетными органами департамента внешних связей аппарата Счетной палаты Российской Федерации Ольга Морозова, руководители и представители контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, а также руководители контрольно-счетных органов Новгородской области, Республики Крым, Ульяновской области, Забайкальского края, Иркутской области, представители отдельных муниципальных образований и руководители моногородов Тамбовской области.
От Крыма в семинаре приняли участие заместитель председателя Счетной палаты Республики Крым Алексей Тихомиров и начальник инспекции Оксана Урсина.
Открывая семинар, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Сергей Агапцов поприветствовал всех собравшихся и поблагодарил председателя Контрольно-счетной палаты Тамбовской области Николая Луговских за предоставленную возможность сверить и синхронизировать позиции и методологические подходы по осуществлению внешнего государственного финансового контроля за ходом реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов». Аудитор Счетной палаты России отметил, что средства из федерального бюджета на диверсификацию экономики моногородов предоставляются через негосударственную некоммерческую организацию, не являющуюся участником бюджетного процесса, что не позволяет в полной мере обеспечить исполнение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации принципов эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств, а также применение бюджетных мер принуждения. Сергей Агапцов особо выделил и такую проблему, как многочисленные изменения, вносимые в программу. Он подчеркнул, что это, прежде всего, свидетельствует о недостаточно глубокой проработанности содержания программы, ее этапов, ключевых показателей и перечня мероприятий и может привести к формальному достижению запланированных результатов и затрудняет мониторинг хода исполнения приоритетной программы.
В ходе семинара-совещания состоялся обмен опытом представителей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации по проведению комплексных проверок монопрофильных муниципальных образований. Об особенностях организации и проведения внешнего финансового контроля за реализацией приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» рассказали руководители контрольно-счетных органов Тамбовской, Владимирской, Рязанской, Воронежской, Тверской, Иркутской областей, а так же Республики Крым.
Заместитель председателя Счетной палаты Республики Крым Алексей Тихомиров в своем докладе подробно остановился на монопрофильных муниципальных образованиях полуострова.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р два муниципальных образования Республики Крым включены в перечень моногородов Российской Федерации, это города Красноперекопск и Армянск.
Монопрофильность указанных муниципальных образований усугубляется рядом проблем, основной из которых является нехватка воды. Рядом с Красноперекопском и Армянском проходит Северо-Крымский канал, до 2014 года являющийся главной артерией технической воды для заводов, расположенных на территориях этих муниципальных образований. Приостановка подачи воды сказалась на производственных процессах. Также значительными сдерживающими факторами является высокая цена на газ, логистические ограничения и вопросы модернизации.
Учитывая проблематику, распоряжением Совета министров Республики Крым от 20 октября 2016 года № 1255-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») по социально-экономическому развитию монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Крым на 2016 — 2020 годы.
23 мая 2018 года Главой Республики Крым, Председателем Совета министров Республики Крым Аксеновым С.В. утвержден паспорт программы «Комплексное развитие моногородов Республики Крым». Срок начала реализации мероприятий программы – 1 июня 2018 года. Программа рассчитана до 31 декабря 2025 года. На 2018-2020 годы предусмотрено финансирование в объеме 32 872,879 млн руб., из них средства федерального бюджета – 348,746 млн руб., бюджета Республики Крым – 199,023 млн руб., местных бюджетов – 4,38 млн руб., внебюджетных источников – 32 320,73 млн руб.
Посредством реализации программы развития моногородов Крыма планируется:
- увеличить количество созданных новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий моногородов;
- увеличить объем инвестиций в основной капитал моногородов, в том числе внебюджетных;
- снизить долю численности работников одной из организаций, осуществляющей один и тот же вид деятельности на территории моногородов в среднесписочной численности работников всех организаций.
Счетной палатой Республики Крым ежеквартально проводится мониторинг формирования и реализации приоритетных проектов на территории субъекта.
Также участники семинара в соответствии с программой мероприятия, посетили один из моногородов Тамбовской области – город Котовск. В ходе визита участники ознакомились с ключевыми проектами, реализуемыми в моногороде и перспективами его развития.
Главным итогом работы семинара-совещания для Счетной палаты Республики Крым стало обобщение и систематизация опыта по проведению внешнего государственного финансового контроля за ходом реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов», а также практических наработок по развитию монопрофильных муниципальных образований.